6 марта 2021, 10:18 6 марта 2021, 11:18 6 марта 2021, 12:18 6 марта 2021, 13:18 6 марта 2021, 14:18 6 марта 2021, 15:18 6 марта 2021, 16:18 6 марта 2021, 17:18 6 марта 2021, 18:18 6 марта 2021, 19:18 6 марта 2021, 20:18

Мутацию SARS-CoV-2 впервые обнаружили у новорождённого

Недавно в Швеции произошла удивительная история, закончившаяся, впрочем, хорошо. Коронавирус передался ребёнку от матери во время беременности, а затем в течение первых пяти дней жизни младенца он успел мутировать.

В шведском городе Мальмё в больницу поступила беременная женщина с подозрением на COVID-19. При обследовании врачи обнаружили у её плода низкую частоту пульса, что могло говорить о недостатке кислорода.

Медики приняли решение провести экстренное кесарево сечение, и ребёнок появился на свет буквально в течение нескольких минут. Анализ показал крайне низкую концентрацию кислорода в его крови, а ПЦР-тест подтвердил, что и мать, и дитя были заражены COVID-19.

Чтобы определить, был ли ребёнок заражён ещё в утробе, учёные расшифровали геномы вирусов, обнаруженных у обоих пациентов. Генетический код патогенов оказался идентичным.

При этом новорождённый был изолирован от матери сразу же после операции, и никто из родственников не контактировал с ним. Всё это подтвердило факт передачи вируса от матери ребёнку ещё до его рождения.

Через несколько дней у младенца был вновь взят материал для исследования. Но в этот раз, к удивлению врачей, в геноме вируса была обнаружена одна новая мутация. Учёные отметили, что это первый в их практике случай изменения вирусного генома у ребёнка, заразившегося коронавирусом ещё в утробе.

Получается, эта мутация, которую учёные назвали A107G, произошла всего за пять первых дней жизни младенца, и это крайне быстро, отмечают медики. Скорее всего, причиной этого стал контакт с внешней средой, который запустил процесс адаптации вируса к изменившимся внешним условиям.

Однако даже не это озадачило медиков больше всего. Они исследовали состояние плаценты матери и обнаружили в ней сильное воспаление, а в воспалённых областях – белки коронавируса. Плацента – важный для развития плода орган, который обеспечивает обмен веществ между ним и матерью.

Женщина быстро пошла на поправку и покинула больницу всего через четыре дня после родов. Малыш, родившийся недоношенным (на 34 неделе беременности), остался под наблюдением врачей. Он быстро выработал антитела к коронавирусу и перенёс инфекцию достаточно легко. В грудном молоке матери не было обнаружено антител, а значит, его иммунная система сама справилась с заражением.

Научная работа, рассказывающая об этом случае, была опубликована в феврале 2021 года в издании The British Journal of Obstetrics and Gynaecology. Это одно из немногих описаний передачи коронавируса плоду через плаценту.

Несмотря на данный случай, учёные считают, что плацента является надёжным барьером, защищающим плод от инфекций. К тому же, как известно, вирус SARS-Cov-2 проникает в здоровые клетки через рецепторы АПФ-2 (или ACE-2), а таких клеток в плаценте очень мало.

Данный случай является, скорее, предупреждением для медиков: несмотря на редкость явления, важно следить за состоянием плаценты и плода беременной женщины, заражённой COVID-19.

Напомним, ранее Вести.Ru писали о том, что беременность может ухудшить течение COVID-19, а также о том, что же на сегодняшний день известно о вирусе SARS-Cov-2.