Выберите регион

Смотрим на

В московском ТЮЗе прошла премьера спектакля "Маугли"

Московский ТЮЗ, театр Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, уже много раз прославившийся превосходными спектаклями, на любой рост и возраст, зовёт детей и взрослых на "Маугли".

Сто лет назад театр, который позже стал именоваться Московским Театром Юного Зрителя, давал свой первый спектакль "Маугли" (постановка Генриетты Паскар). Как его восприняли дети, мы никогда не узнаем. Рецензии на детские спектакли пишут взрослые. А взрослые сравнили Багиру с Саломеей Оскара Уайльда, постановку объявили декадентской, дирекцию театра довольно скоро сменили, Паскар эмигрировала за границу. Вот такое начало.

И вот какое продолжение: Московский ТЮЗ, театр Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, уже много раз прославившийся превосходными спектаклями, на любой рост и возраст, зовёт детей и взрослых на "Маугли". Взрослые ещё раз поразмыслят над преимуществами естественного образования, будь оно получено хоть в джунглях, и над тем, что друзья Маугли — это волки, а обезьяны — враги. Это не иначе как полемика Киплинга с учением Дарвина. Валерия Кудрявцева сообщает о премьере, которая состоялась накануне.

100 лет назад Первый государственный театр для детей, позже ставший Московским ТЮЗом, открылся спектаклем "Маугли" с Игорем Ильинским и Марией Бабановой. Ни видео, ни фото его не сохранилось, но ровно век спустя художественный руководитель МТЮЗа Генриетта Яновская снова вспомнила про "Маугли".

"Сейчас мы решили, что через 100 лет мы откроемся опять спектаклем "Маугли". Но с одной особенностью: мы решили пригласить на этот спектакль совсем молодую группу, которая представит нам этого Маугли, как они себе представляют это через 100 лет", — рассказала Яновская.

На этот грим актеры приходят за три часа. Перевоплощение в обитателей джунглей требует времени. Гримеры наносят рисунок по шпаргалке: здесь важна каждая деталь. Сразу после — облачение в костюмы, которые еще затейливее грима. Самый простой — у Маугли. Дмитрий Агафонов переодевается быстро. Последний штрих — парик, какой Маугли без длинных волос?! И идет репетировать с куклой (человеческий детеныш в детстве).

Дмитрий Агафонов, актер: "Ходить — это, наверное, самое сложное. В основном он у меня сидит. До сих пор это процесс — искать правильные позиции, как его держать, как управлять. Тяжело, и это то, чему я не обучался. И что я получил именно здесь".

Поблизости в шкуру Багиры влезает Ольга Гапоненко. Один комбинезон, второй...

Ольга Гапоненко, актриса: "А потом уже надевается вот такая вот конструкция-кукла-костюм. Это вот Багира. Она крепится видите, тут все серьезно, на ремни. Костюмеры все сзади застегивают. Лапы, это все пристегивается к телу. И смотрите даже голова работает. И мы можем работать как куклой, так и в человеческом положении. Оп! Все накидывается и я уже воин — это мой доспех".

Для актеров МТЮЗа "Маугли" — невероятный новый опыт. Им пришлось многому учиться: взаимодействовать с куклами, танцевать и драться в сложных костюмах. У художников спектакля — сестер Ольги и Елены Бекрицких — большой опыт создания костюмов для динамично движущихся артистов. Выпускницы Московской текстильной академии и Берлинской академии искусств (мастерской Вивьен Вествуд) — они говорят: хотели сделать их еще более масштабными.

"Тема Маугли уж очень популярная, растиражированная. И мы хотели сделать какую-то свою историю, и она, конечно, немного такая фантастическая и космическая, и мы хотели создать джунгли как параллельный мир. Ну, щас модно параллельные миры, со своим предметным миром. Хотелось этих животных немного преобразить, но они все равно похожи на животных", — признались художники Ольга и Елена Бекрицкие.

Авторы спектакля Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова известны как режиссеры, работающие с куклами. Создатели театра "Трикстер", лауреаты "Золотой Маски", они редко берутся за классический репертуар. Но за "Маугли" взялись без сомнений. Перечитали все переводы, в результате Вячеслав Игнатов сам написал пьесу, в которой вернулся к важным для Киплинга идеям.

"Я акцент делал на Законе джунглей. На том, что этот закон объединяет все. В спектакле и у Киплинга — это такое мифологическое пространство, в котором действуют все персонажи. Они, конечно, антропоморфны, у них есть человеческая психология, но они довольно суровы, горды, и безапелляционны. И маленькому ребенку приходится встраиваться в этот животный мир, стать частью этого героического эпоса. В котором он существует", — объяснил режиссер.

Братство и предательство, жажда власти, любовь и преданность, животный страх перед могуществом человека и его красным цветком, мощь и хрупкость, красота и опасность — вечные темы Киплинга обрели невероятную зрелищность. Режиссеры увлеклись настолько, что у них уже готова идея продолжения истории о Маугли в мире людей.

Читайте также

Видео по теме