14 марта 2021, 18:50 14 марта 2021, 19:50 14 марта 2021, 20:50 14 марта 2021, 21:50 14 марта 2021, 22:50 14 марта 2021, 23:50 15 марта 2021, 00:50 15 марта 2021, 01:50 15 марта 2021, 02:50 15 марта 2021, 03:50 15 марта 2021, 04:50

Возвращение "Сибирского цирюльника": Михалков обратился к зрителям

Режиссер Никита Михалков рассказал "Вестям недели", как снимал свою знаменитую Масленицу, а "Сибирский цирюльник" вновь выходит в широкий прокат.

Автор: Дмитрий Кайстро

Сегодня у православных россиян – Прощеное воскресенье — последний день перед Великим постом. По традиции в этот день люди просят друга у друга прощения и сами прощают, чтобы оставить в прошлом недоразумения и обиды. А в Древней Руси в этот день провожали Масленицу.

Масленица – любимый и глубоко укоренившийся в народе праздник. Пожалуй, самый яркий образ Масленицы – в фильме Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". В прокат он вышел еще в 1998 году. И вот сегодня "Сибирский цирюльник" возвращается в российские кинотеатры.

За гречишными блинами, сдобренными липовым медом и деревенской сметаной, Никита Михалков вспоминает самые яркие моменты народной Масленицы, колоритного праздника, атмосферу которого он с такой точностью деталей передал в своем знаменитом фильме "Сибирский цирюльник", что впервые вышел на экраны кинотеатров 23 года назад.

"Выход "Цирюльника" – это чудо случилось, потому что кино было просто мертвым. Я вам скажу больше, когда мы выпускали картину, когда появлялись кинотеатры, и мы думали, что нам открыли форточку со свежим воздухом с Запада, а нам вставили туда трубу канализационную и слили все, что не пьют, не едят, не принимают, не смотрят", – говорит Никита Михалков, народный артист РСФСР, режиссер.

Фантастическая натура, блестящая актерская игра, красота офицерского быта и любовь – все слагаемые, чтобы покорить и зарубежного зрителя имперской и этнографической Россией. Фильму рукоплескала Аргентина, прокат должен был пройти в США.

Однако – вспоминает теперь Михалков – он вдруг открыл для себя Голливуд с неожиданной стороны. Американский актер и режиссер Кевин Костнер написал даже многостраничную рецензию на картину – с перечнем того, что непременно следует вырезать из ленты, чтобы она смогла попасть на американский кинорынок.

"Он написал две страницы текста. Редактура Госкино – дети, просто дети. Там были такие пункты, как: "Из фильма понятно, что американский сержант не знает Моцарта, надо бы, чтобы он знал, кто такой Моцарт. Из фильма понятно, что Джейн была раньше проституткой, пусть лучше она будет не американкой, а англичанкой". И так далее. Это же большой художник, свободный человек, богатый, знаменитый. Ему никто не звонил и не говорил, что вот этого нельзя, этого, это абсолютно в нем живет. И по этим правилам он работает, и по этим правилам работают все. То есть это создана мощнейшая индустрия, которая реально владеет состоянием нации", – недоумевает Михалков.

В России успех "Сибирского цирюльника" был оглушительным. В прокате картина шла два года. Курсанты военных училищ и кадеты брали пример с братства юнкеров, а сцена широкой Масленицы стала эталонной в кино.

Перед сложнейшими съемками, где Масленица была центральной сценой, Михалков решил переночевать в красноярском доме-музее своего прадеда Василия Сурикова, одного из лучших исторических живописцев России. Эта суриковская цветовая насыщенность, пульсация красочных фресок в итоге словно перейдут с живописных полотен прадеда на кинокартину правнука, особенно ярко проявившись в эпизоде народного праздника.

"Масленица – это, конечно, русская живопись, в том числе и колористическая энергия суриковских картин, больших полотен. Мы из этого исходили все-таки. Потому что это настолько ярко, настолько заманчиво и таинственно и в то же время хулигански, что это абсолютная квинтэссенция русского праздника – с мордобитием, пьянкой, с объятиями, с любовью, с аттракционами, с пожарами, вот со всем вместе взятым", – говорит Никита Михалков.

"Взятие снежного городка" – знаменитая картина Сурикова – это ведь тоже о Масленице. Народная игра была частью масленичных гуляний. Тех самых, что в фильме мы видим глазами американки.

"Конечно, для Джейн это все – абсолютный шок. Мы Масленицу показывали ее глазами. Она куда ни посмотрит, у нее шары вот такие. Какие-то медведи. Генерал хватает карлика, который играет Наполеона, – вспоминает режиссер. – Это яркий праздник, который все-таки сделан русскими людьми через глаза нерусского человека. То есть ее глазами эта Масленица сразу превращается в некий фейерверк изумления, который заканчивается сгоранием этой декорации, этой ярмарки и приходом Великого поста".

Изумленная Джей – к слову сказать, не меньше изумлялась всему увиденному и сыгравшая ее британская актриса Джулия Ормонд, для которой сьемки в русской картине стали совершенно новым опытом, – через русскую Масленицу пытается понять Россию.

"Для нормального человека из цивилизованного мира это же сумасшествие. Полуголые мужики на льду кидаются в драку, с наслаждением дерутся, безо всякой злобы заканчивают это, выпивают вместе. Юнкер Палиевский влетает в эту драку, чтобы себя, так сказать, привести в чувства. И гармонист, который смотрит на эту драку и тут же получает, вылетает обратно и опять за гармонь", – говорит Михалков.

Ради съемок на башнях Кремля впервые с 1941 года погасили звезды, ведь во времена юнкеров они там не горели. Распоряжение было получено лично от президента Ельцина, и на всю работу Михалкову дали 10 часов. А всю Красную площадь – была оттепель – покрыли тоннами искусственного снега и соли. Актеры, игравшие юнкеров, включая звездного Олега Меншикова, на 3,5 месяца переехали жить в казармы костромского училища химической защиты и проходили обучение по уставу 1885 года.

"А что такое по уставу? На завтрак – молитва. Как они пришли в столовую на третий, все тетки с кухонь повылезали смотреть. За три месяца произошло чудо просто", – вспоминает режиссер.

Из таких чудес складывалось одно большое чудо – магия фильма, в котором все было на самом деле. Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель осложнила работу — лед начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съемочной группой, поверх него выкладывали сухой лед – две фабрики мороженного работали безостановочно – и поливали жидким азотом. Актеры во всех сценах выкладывались полностью.

"Петренко был там потрясающий абсолютно. Я сначала на репетициях ему налил немножко воды с водкой, а потом уже просто налили водку. И он так потрясающе взлетел от такого наслаждения, что он может спокойно, легально врезать посреди съемочного дня! И все юнкера увидели его запой. Это значит, две недели можно спокойно себя чувствовать. А уж когда он стакан съел... При том его отрезвление, когда в прорубь, это все было по-настоящему абсолютно. Это вода из проруби, он по пояс голый, мороз минус двенадцать – это все живое было, – рассказывает Никита Михалков. – С точки зрения воспроизведения русского духа безудержного во время окончания, в Прощеное воскресенье, Масленица в нашей картине, думаю, достойная. Если она с точки зрения современности языка попадет в сегодняшнего зрителя, то мы сможем сказать, что она вне времени, это картина, которую можно смотреть и сегодня, и завтра и, может быть, послезавтра".

Гречишные блины тонкие "на просвет" – такими их готовила мама Никиты Михалкова – у режиссера самые любимые. Но главное содержание Масленицы для него – в особом духовном состоянии, выплеске энергии, что предшествует Великому посту, когда свое существо и душу необходимо привести в спокойное состояние.

"Масленица и Воскресение – это два полюса, между которыми лежит Великий пост. Другой разговор, что сегодня мы знаем, что Масленицу все с огромным удовольствием празднуют, пьют и жрут, а пост как-то так. Ну, и ждут Воскресения, чтобы еще раз, так сказать, нарезаться. К сожалению, хотя не везде, конечно же", – говорит Михалков.

Фильм "Сибирский цирюльник" – потрясающая лента, что и сегодня, спустя почти четверть века, смотрится на одном дыхании. Закрученный сюжет, красочные костюмы, юнкерское братство и, конечно, любовь. Фильм, в котором каждый обязательно найдет что-то свое.

"Мне очень хочется, чтобы эту картину на большом экране увидели люди, которым 19, 20, 22, 25, 30, те, которым, когда она выходила, было по 5-6 лет. Потом телевизор они уже не смотрели, а кто-то вообще даже не знал о ее существовании. И мне интересно, насколько эта реакция может быть живой. Это ощущение себя частью какой-то большой страны, большой истории, оно должно хоть как-то отозваться в людях. Я очень хочу, чтобы зрители сегодняшние ощутили эти удаль и радость", – признается Никита Михалков.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация