29 марта 2021, 19:21 29 марта 2021, 20:21 29 марта 2021, 21:21 29 марта 2021, 22:21 29 марта 2021, 23:21 30 марта 2021, 00:21 30 марта 2021, 01:21 30 марта 2021, 02:21 30 марта 2021, 03:21 30 марта 2021, 04:21 30 марта 2021, 05:21

В Историческом музее представили работы Альбрехта Дюрера

  • В Историческом музее представили работы Альбрехта Дюрера
  • Картинка
    Открытие выставки графических работ Альбрехта Дюрера
  • В Историческом музее представили работы Альбрехта Дюрера
128 гравюр мастера привезли из Пинакотеки Брешии – одной из самых известных художественных галерей Европы.

"Сокровища музеев Италии в Историческом музее" – большой совместный проект открывает выставка графики Альбрехта Дюрера. 128 гравюр мастера привезли из Пинакотеки Брешии – одной из самых известных художественных галерей Европы. На открытии побывала Анна Аппалонова.

Альбрехт Дюрер рано понял, что с помощью живописи он быстро ни прославится, ни разбогатеет. А вот гравюра, доступная всем слоям населения, сделает его работы узнаваемыми и, следовательно, спрос на них будет расти. Дюрер был очень популярным художником: на работах, которые в Москву приехали из пинакотеки в Брешии, видно, что даже в библейские истории художник добавлял атрибуты современной жизни. Святой Евстафий у него в обычной средневековой одежде, а за Святым Антонием возвышаются городские стены XVI века. Сейчас эти листы увидеть можно крайне редко.

«Как вы знаете, гравюры вообще не экспонируются в музеях, а хранятся в закрытых ящиках, поскольку они боятся света и выставляются время от времени. Некоторые из этих гравюр были представлены на отдельных выставках. В полном объеме эту коллекцию не видели даже на родине, в Брешии», – отметил куратор выставки Андрей Близнюков.

Во времена Дюрера были две основные техники гравюр – на дереве и на меди. Обычно художники специализировались на чем-то одном, но Дюрер – один из немногих, кто мог и то, и другое. Именно он поднял гравюру до уровня высокого искусства, раньше это занятие причисляли больше к ремеслу. Цикл, посвященный жизнеописанию Девы Марии, очень похож на тот, что был создан мастером. Но нет, это копии его современника – итальянца Маркантонио Раймонди.

«Создание таких фальсификаций приносило большие убытки Дюреру и невероятно его возмущало, потому что фальсифицировали не только сами изображения, но и монограмму его авторскую, выдавая эти вещи за работы Дюрера. Он, возмущенный такими фальсификациями, подал в суд на Маркантонио Раймонди. Ездил для этого специально в Венецию», – отметила хранитель выставки, научный сотрудник Государственного исторического музея Залина Тетермазова.

Постановление суда гласило – подделывать можно и дальше, только без монограмм. На выставке встречаются несколько копий одной и той же работы, но это не всегда средневековые подделки. Тираж одной гравюры мог доходить до нескольких сотен листов. А так как здесь пересекаются две коллекции – итальянская и российская – повторений не избежать.

«Меланхолия» здесь представлена трижды. Этот лист приехал из Пинакотеки в Брешии. Отличного качества, один из первых оттисков. А этот лист один из последних, это видно не специалисту. И даже яркая комета, за которой Дюрер наблюдал в реальности, работая над этой гравюрой, практически не видна. Этот лист – из коллекции Государственного Исторического музея.

Третья «Меланхолия» немного желтит, это копия. Помимо гравюр из своего собрания, музей представляет предметы того времени. Можно представить, что происходило вокруг Дюрера, пока он предавался искусству. Выставили здесь и монеты – дукаты и гульдены. Их сопровождают записи из дневников художника.

«Он был очень скрупулезным хозяином, который учитывал все свои расходы. В письмах своей супруге он тоже отчитывался о том, где и сколько он потратил и за что, за какие деньги он что продал, поэтому это было очень любопытно», – заявила куратор выставки Наталья Углева.

На выставке попытались создать объемную картину той эпохи, где на переднем плане – Альбрехт Дюрер. Первые оттиски гравюр, созданные им, путешествуют крайне редко, а если и покидают стены Пинакотеки, то их всегда сопровождает хранитель. Но на этот раз 500-летние листы путешествовали без человека.

«Я сам был в прошлом хранителем музейных предметов, я прекрасно знаю, какой нервный стресс, когда ты отправляешь экспонаты на выставку. А когда ты отправляешь экспонаты на выставку без сопровождения, это еще более страшный стресс, но наши итальянские коллеги, они все-таки на это дело пошли, и наши слова им благодарности», – пояснил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Выставка "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры" приурочена к 150-летию Исторического музея в 2022 году и открывает проект "Сокровища музеев Италии", рассчитанный на несколько лет.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация