1 апреля 2021, 10:46 1 апреля 2021, 11:46 1 апреля 2021, 12:46 1 апреля 2021, 13:46 1 апреля 2021, 14:46 1 апреля 2021, 15:46 1 апреля 2021, 16:46 1 апреля 2021, 17:46 1 апреля 2021, 18:46 1 апреля 2021, 19:46 1 апреля 2021, 20:46

Борис Березовский и Павел Милюков открывают новый сезон "Т Фестиваля"

  • Борис Березовский и Павел Милюков открывают новый сезон "Т Фестиваля"
3 апреля 2021 года открывается четвертый сезон "Т Фестиваля", в рамках которого пройдет серия концертов камерной музыки в Государственной Третьяковской галерее.

3 апреля 2021 года открывается четвертый сезон "Т Фестиваля", в рамках которого пройдет серия концертов камерной музыки в Государственной Третьяковской галерее.

В исполнении Павла Милюкова (скрипка) и Бориса Березовского (фортепиано) прозвучат три произведения, этапные для истории жанра скрипичной сонаты. Это сочинения Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса, отражающие разные грани немецкой романтической сонаты XIX века, а также одна из вершин русской музыки XX столетия – великолепная Соната №1 Сергея Прокофьева.

Борис Березовский – один из ярчайших пианистов наших дней, известный во всем мире; музыкант колоссального обаяния и почти сверхъестественных виртуозных возможностей, в котором сходятся качества большого солиста и глубокого, тонкого камерного музыканта. В ансамбле со скрипачом Павлом Милюковым - молодой звездой, любимцем российской и зарубежной публики – он выступал уже не раз. Игру дуэта отличают блеск и серьёзность, красочность и содержательная глубина, – качества, всегда необходимые для исполнения камерной музыки, и особенно важные для программы, в которой сочетаются дух немецкой романтической литературы с болезненностью и сумраком прокофьевского опуса.

В программе 3 апреля:

Роберт Шуман (1810 – 1856)
Соната для скрипки и фортепиано №2 ре минор Op.121

Сергей Прокофьев (1891 – 1953)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор Op. 80

Иоганнес Брамс (1833 – 1897)
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор Op.108

Вечера камерной музыки в Третьяковской галерее проходят уже четвертый год. Формат концертов – вечер субботы в закрытом музее среди полотен великих художников. Концерту предшествует уникальная возможность в уединении посетить постоянную экспозицию и текущие выставки. В связи с активной композиторской деятельностью и подготовкой нескольких масштабных музыкальных проектов Игорь Райхельсон продолжит работу над фестивалем в качестве его Президента. Художественным руководителем "Т Фестиваля"становится Павел Милюков, который будет определять музыкальную программу и участников грядущих концертов фестиваля.

Музыкальную программу четвертого сезона представят выдающиеся исполнители современности: Борис Березовский и Павел Милюков, Константин Емельянов, Александр Гиндин. "Т Фестиваль"проходит при поддержке российских меценатов. Среди партнеров фестиваля Wheely, Promomed, Dr. Живаго. Благодаря постоянному партнеру фестиваля компании Yamaha Music, на сцене зазвучит большой концертный рояль Bösendorfer 280 Vienna Concert. Это изысканный инструмент старейшего австрийского фортепианного бренда, который с 2008 года входит в состав корпорации Yamaha.

Трансляции всех концертов Фестиваля можно смотреть на канале "Т Фестиваля" в Яндекс.Дзене.

3 апреля 2021 года: Борис Березовский и Павел Милюков;
6 апреля 2021 года: Айгуль Ахметшина и "Виртуозы Москвы"(БЗК)
10 апреля 2021 года: Константин Емельянов
24 апреля 2021 года: Александр Гиндин

***

О программе 3 апреля

Роберт Шуман (1810 – 1856)
Соната для скрипки и фортепиано №2 ре минор Op.121

Стихия Шумана – пылкий немецкий романтизм с его неуёмной фантазией, поэтическим бунтом и жутковатой сказочностью. Причудливый, уязвимый, чистый, мир романтика наполнен волшебством, причем не всегда приятного и доброго свойства. Он близок миру ребенка, где веселье молниеносно сменяется оцепенением, где эмоции столь же колоссальны, сколь и мимолетны, а грань между зримым и воображаемым зыбка. Вторая соната ор.121, которая откроет концерт, – поздняя работа, завершенная 41-летним Шуманом в 1851 году. Впервые она прозвучала в исполнении жены автора, гениальной пианистки Клары Шуман, и Йозефа Йоахима, одного из крупнейших скрипачей XIX столетия. Это было в 1853, за год до приступа душевной болезни, в ходе которого Шуман попытался покончить с собой; еще через два года он скончался в лечебнице. Написанная в одной из самых мрачных тональностей – ре миноре – эта соната сочетает взрывчатую энергию с моментами мечтательности, лютеранский гимн XVI века "Хвала тебе, Христос Господь" – с демоническим перпетуум-мобиле финала. Одна из лучших камерных работ Шумана, Вторая скрипичная соната – эталонный пример его музыкального мира, где среди мерцания образов и бушевания чувств, типичного для многих романтиков, всегда есть особая, одному Шуману присущая призрачность.

Важно отметить, что Роберт Шуман был на 23 года старше Брамса. Учитель и ученик, они некоторое время вращались в одной среде, разделяя круг чтения, поэтические идеалы и музыкальные интересы друг друга; в течение нескольких лет молодой Брамс даже жил у четы Шуманов. Закономерно, что во многом два великих романтика близки по эстетике и музыкальному языку. В то же время, в темпераментах и мироощущении Шумана и Брамса были фундаментальные различия. Именно поэтому их наследие – два совершенно разных мира, где одни и те же темы и образы часто получают непохожее звучание.

Иоганнес Брамс (1833 – 1897)
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор Op.108

Соната Брамса №3 ор. 108 последовала почти тридцатью годами позже. Для своего создателя она тоже стала поздним опусом: в 1888, когда состоялась ее премьера, композитору исполнилось 55 лет. На тот момент уже созданы были все его ключевые крупные работы, в том числе 4 симфонии, и основные камерные циклы. Соната написана в том же сумрачном ре миноре, что и шумановская. Вместе с тем, мрак, окутывающий эту работу Брамса, иного свойства, чем фантасмагорическая, беспокойная атмосфера музыки его наставника. Мистика – топос, чуждый зрелому стилю Брамса; саркастичный интеллектуал, гордившийся своим простым происхождением (отец Брамса говорил на крестьянском диалекте немецкого), чрезвычайно волевой и закрытый человек, Брамс был в чем-то взрослее, жёстче и искушеннее Шумана. Грань между сном и явью, стёртая в музыке его старшего современника, для Брамса несомненна; он пребывает по "дневную"ее сторону, в мире человеческих страстей. Сложно назвать европейского автора, равного Брамсу по мощи темперамента. В юности, в пору ученичества у Шумана, темперамент этот принимал форму романтического буйства чувств; чем старше становился Брамс, тем заметнее становилось в его музыке стремление к благородству и дисциплине. Именно сочетание концентрированного отчаяния, нежности, ярости с хладнокровием и самоограничением сообщает музыке Брамса колорит, узнаваемый с нескольких фраз. Третья соната – яркий тому пример, начиная с первых тактов, где негромкая лирика в партии скрипки необыкновенно сочетается с мчащимся пульсом у фортепиано, и вплоть до финала – ожесточённой тарантеллы.

Сергей Прокофьев (1891 – 1953)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор Op. 80

Третья работа программы – скрипичная соната №1 Сергея Прокофьева – с первых нот погружает слушателя в круг образов другого, неромантического века. Атмосфера холода и зла, царящая в этой работе, – удивительный случай среди прокофьевских сочинений. Свидетель русской революции и двух мировых войн, переживший эмиграцию и два десятилетия в тоталитарной системе, Прокофьев до самой смерти сохранял в своих работах особую, одному ему свойственную интонацию, где сочетались элегантность, ум, энергия, юмор и грация. Скрипичная соната №1 кажется сделанной из совершенно другой материи. Безвыходная, с мучительным блужданием первой части, приходящим к крику, который затем теряется в потустороннем шёпоте, со свирепым allegro второй части и эфирной лирикой третьей, а главное – с финалом, бодрая тема которого постепенно тонет во мгле, соната может быть воспринята как звуковой портрет своего времени. В середине 1930-х Прокофьев, проведя в США и Европе свыше пятнадцати лет, принял решение возвратиться с семьёй в СССР; начало работы над Первой сонатой относится именно к этому периоду. Прокофьев принадлежал к числу художников, чьё искусство пребывало в мире, тщательно оберегаемом от посягательств "духа времени»: стоит вспомнить его лучезарную Первую симфонию, написанную на даче в паре километров от сотрясаемого революцией Петрограда, или ослепительную, нежную "Золушку", созданную в годы Великой Отечественной войны. Первая скрипичная соната – редкое исключение из этого правила; работа, позволяющая увидеть другую сторону прокофьевского гения.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация