Коронавирус 7 апреля 2021, 17:43 7 апреля 2021, 18:43 7 апреля 2021, 19:43 7 апреля 2021, 20:43 7 апреля 2021, 21:43 7 апреля 2021, 22:43 7 апреля 2021, 23:43 8 апреля 2021, 00:43 8 апреля 2021, 01:43 8 апреля 2021, 02:43 8 апреля 2021, 03:43

Из-за вакцины клетка обрастает шипами коронавируса, и это хорошо

Биологи убедились, что под действием вакцины компании AstraZeneca человеческие клетки обрастают шипами, очень похожими на шипы коронавируса. И это отличнейшая новость! Ведь это означает, что вакцина работает.

Что сказать человеку, который боится, что созданная в рекордные сроки вакцина от коронавируса встроит в его ДНК чужеродный ген, из-за которого у него "вырастет хвост"? Что всё примерно так и будет. Только "хвосты" (точнее, шипы) будут расти не у самого вакцинированного, а лишь у немногих его клеток, которые потом погибнут. И что бояться нечего, ведь именно так всё и должно работать. И, как теперь убедились биологи, действительно так и работает.

Впрочем, обо всём по порядку. Любой вирус – это фактически ходячая генетическая инструкция по производству новых вирусов. Инструкция не может выполнить себя сама, поэтому вирус не может размножаться вне клетки. Зато она прекрасно считывается системами заражаемой клетки, читающими её собственную ДНК, и вместо нормальной работы клетка производит всё новые и новые вирусы. Что её в конце концов и губит.

Однако учёные поставили этот принцип на службу человечеству. Примером тому служит вакцина от коронавируса SARS-CoV-2, разработанная компанией AstraZeneca.

Этот препарат содержит генетически модифицированный аденовирус шимпанзе. Специалисты встроили в него гены коронавируса, отвечающие за формирование особых белков, которые называются шиповидными (spike-protein, S-protein или S-белок). Именно с их помощью зловредный патоген присоединяется к клетке, а затем проникает в неё. Так и происходит заражение.

Когда в человеческую клетку попадает вакцина (точнее, как мы помним, модифицированный аденовирус шимпанзе), та получает генетическую команду отращивать "шипы" и практически превращается в ежа. Клетка обрастает шипами, содержащими чуждый человеку, зато родной коронавирусу, S-белок.

Кстати, организму это ничем не угрожает. Ведь аденовирус из вакцины не размножается в человеческом организме. "Мутируют" только те немногие клетки, в которые он попал после инъекции вакцины. Потом они погибают, что тоже не страшно: наше тело легко заменяет их новыми клетками с родной организму ДНК.

Однако иммунная система отнюдь не считает, что всё хорошо. Любой чужеродный белок в подшефном организме для неё как красная тряпка для быка. Иммунитет, распознав чужака в своих владениях, в срочном порядке изобретает антитела, блокирующие этот белок, и запоминает их "рецепт".

Вакцина заставила клетку отрастить шипы как у коронавируса SARS-CoV-2.

Когда же в организм проникает настоящий коронавирус SARS-CoV-2, иммунная система быстро распознаёт знакомый белок и сразу же производит антитела против него по "налаженной технологии", не тратя времени на подбор нужных антител "с нуля". В этом и состоит смысл вакцинации.

Но действительно ли шипы, которыми обрастает клетка, достаточно похожи на "главное оружие" вируса? Теперь биологи могут однозначно сказать: "Да, и мы это видели своими глазами".

Исследователи использовали криоэлектронную микроскопию, чтобы получить тысячи изображений клеток, "ощетинившихся" под действием вакцины AstraZeneca.

Придирчивое изучение этих данных показало, что выросшие у клеток шипы действительно очень похожи на шипы SARS-CoV-2. Более того, углеводы гликаны, которыми покрыт белковый шип, тоже по составу напоминают "натуральные коронавирусные". Всё это говорит о том, что вакцина работает так, как задумано.

К слову, российская вакцина "Спутник-V" имеет похожий принцип действия. Только в ней используются аденовирусы человека, а не шимпанзе. Но, чтобы они не размножались в организме вакцинируемого, у них также отняты соответствующие гены.

Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале ACS Central Science.

Напомним, что ранее мы рассказывали об одном из уязвимых мест коронавируса SARS-CoV-2, о ещё одном коронавирусе, грозящем новой пандемией, и о том, почему у отдельных людей COVID-19 протекает тяжело (а также как с этим бороться).