День космонавтики 12 апреля 2021, 20:24 12 апреля 2021, 21:24 12 апреля 2021, 22:24 12 апреля 2021, 23:24 13 апреля 2021, 00:24 13 апреля 2021, 01:24 13 апреля 2021, 02:24 13 апреля 2021, 03:24 13 апреля 2021, 04:24 13 апреля 2021, 05:24 13 апреля 2021, 06:24

Земля из космоса: о специфике фото- и киносъемки с борта космического корабля

  • Земля из космоса: о специфике фото- и киносъемки с борта космического корабля
  • Картинка
    Земля из космоса: о специфике фото- и киносъемки с борта космического корабля
  • Земля из космоса: о специфике фото- и киносъемки с борта космического корабля
Сделать снимки Земли из космоса — естественное желание человека, который преодолел земное притяжение. Об истории и специфике фото- и киносъемок с борта космического корабля — Станислав Анисимов.

Юрий Гагарин сам в космосе не снимал. Эти кадры — результат передачи сигнала телевизионным способом. Трансляция требовалась для контроля за состоянием первого космонавта. Кинокамеру он с собой взять не смог, так как у "Востока" и так был перевес. Хотя на борту корабля для камеры было предусмотрено место. Вот оно — в глубине кадра.

Первым кинокамеру в космос взял Герман Титов. 10 минут кинохроники он снял через иллюминатор корабля "Восток-2″ 6 августа 1961 года. В невесомости часть техники начала отказывать.

Из воспоминаний Германа Титова: "Я достал фотоэкспонометр, и... оказалось, что его можно спокойно убирать обратно. Стрелка чувствительного элемента под действием перегрузок и вибраций отвалилась и в условиях невесомости занимала совершенно произвольные положения. Ничего не оставалось, как на глазок прикинуть освещенность и подобрать диафрагму".

С Германом Титовым летала в космос камера "Конвас-автомат". Заряженная 35-миллиметровой пленкой, она была слишком громоздкой и сложной в эксплуатации. Позже были разработаны более компактные модели. Например, вот эта 16 КМ. Ее вес — всего один килограмм, и она заряжается 16-миллиметровой пленкой.

Владимир Поддубицкий, кинооператор: "Камера — миниатюрная, можно было снимать, как угодно, вплоть до того, что чуть ли даже не селфи, как теперь говорят, снимать".

Переносные телевизионные камеры — следующий этап развития съемочной техники. С большой потерей качества изображения они помогали увидеть жизнь космонавтов в режиме реального времени.

Спустя 60 лет репортаж из космоса — привычное занятие. Найти опору для стабильного положения камеры — первая задача, которую решает космонавт в невесомости. Съемка через иллюминатор космического корабля — оптимальный вариант. Не нужно выходить в открытый космос, можно выбрать подходящий ракурс. Два плоских параллельно закрепленных стекла иллюминатора почти незаметны. У них минимальная величина отражения, а пространство между ними заполнено сверхсухим азотом, никакого конденсата. Видимость — близкая к идеальной.

Александр Калери, лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой Российской Федерации: "Ну вот этот иллюминатор. он стоял, стоит вот на этом месте, вот здесь вот. Он конечно закрывается крышкой".

Дополнительная проблема — вращение Земли. Оно становится заметным на сверхкрупных планах и может сбить фокус кинокамеры. "Подкручивали руками так, чтобы компенсировать бег, чтобы остановилось изображение, а потом подглядывали в видоискатель и кончиками ресниц подправляли камеру, чтобы уточнить наводку. Это навыки, которые формируются исключительно в невесомости", — рассказал Калери.

Для того, чтобы правильно управляться со съемочной техникой. все космонавты проходят обязательный курс киноподготовки. Алексею Леонову в день его выхода в открытый космос приобретенные навыки не пригодились. Из бортового журнала корабля "Восход-2″, где по минутам расписан распорядок дня экипажа, понятно, что Леонова снимала камера, закрепленная на обрезе шлюза космического корабля. Она-то и сняла эти ставшие историческими кинокадры. Правой рукой Леонов пытается дотянуться до троса, включавшего нагрудный фотоаппарат. Если бы он сработал, мы бы получили фотографию корабля с кинокамерой.

Дмитрий Гулютин, сотрудник отдела научной и образовательной деятельности центра "Космонавтика и авиация": "Перепад между вакуумом за бортом, за пределами скафандра и вот этим самым кислородным давлением был слишком большой. Из-за этого скафандр действительно становится жестким, трудно согнуть руку, трудно согнуть ногу".

Фотографии так и не были сделаны. Леонов торопился — корабль вот-вот должен был войти в тень Земли. Космонавт Александр Александров не понаслышке знает: продолжительность "съёмочного дня" на орбите составляет примерно 45 минут. В космосе он выполнял задание киностудии имени Довженко. Снимал хронику, кстати, на громоздкую кинокамеру Конвас — качество лучше. Особенно трудно было зафиксировать на пленку закат над нашей планетой.

Александр Александров, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза: "Этот клин солнечный свет, он всего тридцать — сорок секунд происходит. Это тот момент, когда нужно схватить самый яркий луч заходящего солнца. Вот это вот в зависимости от той самой обстановки, которая на Земле".

Несмотря на все сложности съемки, документальные кадры, сделанные Александром Александровым, были отправлены на Землю. Они стали частью художественного фильма "Возвращение с орбиты", вышедшем на экраны в 1984 году.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация