Выберите регион

Смотрим на

Третьяковская галерея открывает выставку работ Татьяны Мавриной

"Ода к радости" — Третьяковская галерея открывает выставку работ Татьяны Мавриной. Это первая большая ретроспектива художницы, которая работала в самых разных направлениях. Мария Трофимова осмотрела экспозицию.

Знаменитый иллюстратор и мастер графики Татьяна Маврина долгое время считалась художником неформальным. Невзирая на жизненные сложности, всегда писала ярко, открыто, нарочито-простовато. Выпускница ВХУТЕМАСа, ученица Фалька в своём творчестве следовала законам цвета и света. В шутку себя так и называла "ушибленная цветом". Это ощущение она пронесла через всю жизнь.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: "Для нее главной точкой отсчета было вот это живописное впечатление, которое она претворяла на холсте или бумаге с совершенно невероятным, необъяснимым мастерством, точностью единожды проведённой линии, мгновенно нанесенного мазка".

Свободолюбивая по натуре, активная и смелая она выражала протест не только системе, но и искусству соцреализма. В конце 20-ых вошла в объединение "13″, участники которого решали прямые художественные задачи: "рисовать быстро, в темпе натуры, без поправок". Вдохновленная импрессионистами, постимпрессионистами и их продолжателями Татьяна Маврина экспериментировала с портретным жанром, подражала Матиссу, Ренуару. Искала себя.

Моделей Татьяна Маврина просила никогда не позировать и не заниматься самолюбованием, наоборот, художница всегда подмечала естественность и живые эмоции. Так, например, в бане девушка могла мыться или расчёсывать волосы".

В годы войны главной темой творчества стала Москва. Её улицы Татьяна Маврина исходила пешком вдоль и поперек. Кадаши 42-го и рядом 44-го. Если бы не дата, вряд ли можно догадаться, что это военное время. Тогда человек с блокнотом в руке вызывал подозрение. Поэтому она делала карандашные рисунки в кармане пальто на ощупь. Художнице хотелось запечатлеть всё, что могло быть разрушено в результате бомбёжек.

Ирина Лейтес, куратор выставки: "Как-то еду я по Сретенке и вдруг вижу храм XVII века. Какая красота и она же может быть уничтожена. Внезапным налётом. Нет. Этого не будет. Надо все сохранить, хотя бы в рисунках. И, вот, она начала свои походы по Москве. Писала храмы, московские древности, пользуясь этим приёмом".

Знаменитые зарисовки маленьких провинциальных городков со своими особым колоритом Маврина начала делать тоже во время войны. В воспоминаниях писала: "География фантастическая от гор, рек, болот, лесов до всяких легенд". Эту сказочную живопись, точнее графику, она создавала акварелью, гуашью, темперой.

Александр Шелудченко, наследник авторских прав на произведения Татьяны Мавриной: "Путешествовала всегда и вот в послевоенные годы у нее появилась возможность перемещаться... ближайшим городам средней русской равнины вплоть до Владимира, Нижнего Новгорода, Мурома, городов Оки и Волги. И здесь представлены её работы из этих поездок".

Без этих поездок, возможно, не было бы и знаменитых иллюстраций к русским сказкам и произведениям Пушкина. На мавринских котах, медведях, былинных богатырях и лубочных красавицах выросло не одно поколение. Её творчество нередко называли наивным и примитивным. Татьяна Маврина умела видеть в обыденных вещах самобытную красоту. Этому привычному окружающему её миру она пела оду радости.

Читайте также

Видео по теме