Выберите регион

Смотрим на

Максим Диденко представил спектакль "Левша"

Это самый монументальный спектакль в карьера Максима Диденко. Декорация – настоящий скалодром. На сцене – гора земли Русской.

Сказ о тульском косом левше и стальной блохе сам Николай Лесков объявил эпосом, и притом с очень "человечкиной душою", как он выразился в завершение сказа. Как такое показать в театре? Во МХАТе сто лет назад поставили, и о спектакле "Блоха" Александр Бенуа писал тогда, что это пестрядина, варварская драка красок,русский посад с расфуфыренными девками и лихими парнями. Кустодиев был художником. Человечкину душу как будто не разглядели.

Сегодня режиссёр Максим Диденко душу попробовал разглядеть, сильно повзрослевшую душу, всё-таки сто сорок лет прошло от её рождения, поставил "Левшу" в столичном Театре Наций. Добавил Левше слов, говорит он так, чтобы нам привычнее было,чтобы мы не забывали, в какое время теперь живём. Художник – Мария Трегубова. Яна Музыка сообщает о премьере.

В Петровском переулке одна за другой паркуются автомобили представительского класса. Самый дорогой билет в партер стоит 15 тысяч рублей. На премьеру – мест нет. Каждый спектакль на большой сцене Театра Наций событие не только культурное, но и светское. Спектакль по мотивам "Левши" Лескова. Как гласит афиша, эта постановка по сути – исследование феномена русской хтони, по жанру – это борщ.

Это самый монументальный спектакль в карьера Максима Диденко. Декорация – настоящий скалодром. На сцене – гора земли Русской. Так что самодержец из повести Лескова в прямом смысле – царь горы. На сцене два мира: Россия и Англия, они и мы.

Это аппарат по производству сахарной ваты здесь, за кулисами, вовсе не из театрального буфета. С этой машиной работает сотрудник костюмерного цеха. Из ваты делают парики. На один нужно от 50 до 100 граммов сахара. А на весь спектакль уходит примерно килограмм.

Вот они сладкие съедобные парики. Будто иллюстрация, какое за границей все чудное. Главный герой спектакля – монтировщик театра. Он Левша. В какой-то момент он оказывается в Лесковском сюжете. И собирается в Англию.

Герой произносит монологи, написанные драматургом Валерием Печейкиным. Текст классика со сцены не звучит, дан титрами. В Англии непросто все, констатирует герой. Люди там показались ему очень странными.

"Я просто еще раз убедился в своей любви к Родине. Это может звучать крайне пафосно, но тем не менее. Так или иначе, при такой, как бы модной картинке, которую увидит зритель, такой яркой, европейской. При этом спектакль, мне кажется, очень русский", – отметил актер Евгений Стычкин.

В главной женской роли – прима-балерина Мариинки Диана Вишнёва. В этом спектакле Блоха больше похожа на фарфоровую куколку. Смотрит на всех свысока и демонстрирует чудеса техники.

Подковав Блоху, Левша ее оживил, вселил в нее Душу. И заграничная штучка превратилась в русскую бабу. В этом образе – горечь, страдания, и тяготы женкой доли. В этом спектакле балетная суперзвезда впервые в своей жизни поет! Музыкальный руководитель постановки Анна Шавердьян говорит, сложность задачи была в том,чтобы голос звучал естественно. Это не вокальный номер, а драматическая сцена.

"Надо не забывать о том, что когда мы поем, мы поем всем телом, поэтому мне кажется, что для балерины это не проблема, это такие же связки. И мы подобрали тональность, в которой как раз эта вокализация отсутствовала, она была в том диапазоне, в котором Диана существует, в котором она разговаривает", – пояснила музыкальный руководитель спектакля Анна Шавердьян.

Диана Вишнёва рассказала, что в этой работе по-новому ощутила связь с корнями, с тем, что называют "культурный код".

"Когда на Западе говорят, ну объясните нам, что такое русская Душа. Не объяснить это. Это в нашем ДНК, в нашем глазах, в нашем понимании. Как мы чувствуем музыку, как мы чувствуем жизнь. Как мы переживаем, как мы в этой боли, в какой-то печали, грусти, находим самое светлое. Как умеем мы выстрадать и набраться огромной силы через это страдание или какую-то жертвенность. В этом всем есть Русь, Дух", – заявила народная артистка России Диана Вишнева.

Постановка исследует глубины национального бессознательного – Ленин, Сталин, чета Горбачевых. Среди первых зрителей были и те, кто считает, что режиссер от Лескова камня на камне не оставил. Максим Диденко объясняет, что это поэтический театр.

"Ну слушайте, если вы хотите с Лесковым взаимодействовать, то нужно брать книжку скорее и читать ее. В этом же и чудо и интересность театра, в том, чтобы на территории того или иного текста создавать какой-то новый мир", – заметил Диденко.

По словам режиссера он относится к зрителю как к соавтору. И ждет, чтобы люди в зале, вместе с командой постановщиков создавали смыслы.

Читайте также

Видео по теме