Выберите регион

Смотрим на

"Великий мелодист". Андрей Кончаловский – о Вячеславе Овчинникове

29 мая исполнится 85 лет со дня рождения композитора Вячеслава Овчинникова. В творчестве мастера особое место занял кинематограф. О его музыке к кинофильмам писали: "Она остается за кадром, но играет главную роль". О Вячеславе Овчинникове вспоминает режиссёр Андрей Кончаловский, которого с композитором связали годы дружбы и совместной работы.

Андрей Кончаловский, режиссёр, народный артист РСФСР: "Вячеслав Овчинников — выдающийся российский композитор и музыкант, и я имел счастье с ним дружить в нашей юности.

Наша дружба началась ещё когда я готовился к музыкальной карьере и кончал музыкальное училище, поступил в консерваторию. Именно в это время как раз — поступления в консерваторию, я познакомился и подружился с одним из выдающихся абсолютно пианистов — Владимиром Ашкенази, и в нашу компанию как-то влился Слава Овчинников.

Удивительный темперамент, и талантливо выражался во всём — он был чрезвычайно русский человек. Он по-настоящему русский: безоглядный, абсолютной щедрости немыслимой, безответственный, темпераментный и какой-то ребёнок. Ну, это свойство, наверное, больших гениев — быть ребёнком.

Наша дружба началась, естественно, не с музыки, а с шашлычной у Никитских ворот, где мои друзья и сокурсники, когда я поступил в консерваторию на класс Нейгауза, там Коля Капустин из класса Гольденвейзера, Володя Ашкенази, Слава Овчинников, там мы часто встречались, просто рядом с консерваторией — у Никитский ворот в здании Кинотеатра повторного фильма была знаменитая шашлычная.

Слава жил в общежитии и его жизнь в общежитии была тоже похожа, я думаю, на богему. Вообще он мне напоминает, если вдуматься, он мне напоминает Сергея Есенина. Вот такая же бесшабашность, российская удаль, тоска и щедрость одновременно.

Ну, когда я поступил во ВГИК и бросил консерваторию, наша дружба продолжилась и, естественно, ну кто будет писать музыку к моим фильмам? Конечно, Славка. Вообще, ему не повезло и мне, потому что у меня практически и во второй картине, в "Асе Клячиной", вообще не было музыки никакой. Слава Богу, что в "Дворянском гнезде" уже появилась необходимость музыки, и Слава написал замечательный романс, я считаю, что гениальный романс на слова моей матушки Натальи Кончаловской "При дороге ивы".

Естественно, наша дружба распространялась не только на творчество, но и на вечеринки, на гульбу, на массу вещей, которые свойственны молодым людям. И на одной из таких вечеринок, мы сидели с Сергеем Бондарчуком. Я говорю, пойдём ко мне, перейдём дорогу, я тебе дам послушать музыку Овчинникова. Я думаю, что он напишет замечательную музыку к "Войне и миру". Он говорит, ну, пошли.

Я поставил ему музыку, он послушал и сказал "да". Вообще, Сергей Фёдорович был в этом смысле такой не интроверт, не сразу понимал я и никто не понимал, что он думает, он сказал "да, интересно".

Через несколько дней Слава мне сказал: "Мне Бондарчук предложил писать музыку". Но музыка к "Войне и миру" отняла у него четыре года. И, конечно, это грандиозная музыка, которая отдельно представляет из себя произведение.

Конечно, возможность работать на такой картине, на великой картине Бондарчука, дала ему возможность использовать огромный оркестр, хоры, там замечательные есть куски, которые можно назвать образцами большой классической русской музыки. Поэтому память об Овчинникове — это долг нашего поколения. Долг, чтобы молодое поколение и музыкантов, и просто любителей музыки — классической музыки — были знакомы с его творчеством и я сделаю всё, чтобы это знакомство продолжилось.

Музыка его к фильмам, она, по-моему, исключительно точная. Слава — один из последних композиторов того поколения, и вообще русских композиторов, и вообще мировых, которые были великие мелодисты".

Читайте также

Видео по теме