Выберите регион

Смотрим на

Смоленский музей-заповедник представил ювелирные украшения Марии Тенишевой

В коллекции ювелирных украшений Марии Тенишевой – более 500 предметов, много лет она собирала их по всему миру.

Смоленский музей-заповедник представил ювелирные украшения из банковского вклада Марии Тенишевой – мецената, педагога, талантливого художника-эмальера. Об истории коллекции княгини – Анастасия Михайлова.

В коллекции ювелирных украшений Марии Тенишевой – более 500 предметов, много лет она собирала их по всему миру. В 1919 году княгиня уехала в Крым, а затем в Париж. А всё своё собрание положила в банк и поручила её семье Орфановых. Не получая новостей из Москвы, княгиня решила, что украшения утрачены.

"После революции? уже октябрьской революции, банки еще с полгода полностью работали. И видимо, в этот период семья Орфановых получила этот банковский вклад. Всё-таки они сохранили и во время войны, а коллекция эта очень значительная", – отметила научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника Валентина Склеенова.

В 1970-м году "банковский вклад" Тенишевой был передан в Смоленский музей. Некоторые из экспонатов коллекции созданы во II веке до нашей эры. Среди них: древнеегипетская печатка в форме скарабея с иероглифами на обратной стороне, подвеска со стеклянными вставками. Особенно примечательны золотые серьги с головами бычков, украшенные вставками из голубой пасты. Работа настолько тонкая, что сквозь увеличительное стекло можно рассмотреть даже прорисовку шерсти.

"Это так называемый "звериный стиль". Мы относим их к изготовлению скифских мастеров. Работа очень тонкая, изящная. Выполнена явно хорошим каким-то городским мастером", – заявила Склеенова.

В коллекции – не только античные и древнерусские, но также западноевропейские изделия XVII и XVIIII веков. Например, ножницы с перламутровыми кольцами со вставками золота и эмали. С помощью своего собрания, княгине удалось восстановить технику выемчатой эмали, одну из наиболее древних и трудоемких. Фотографии предметов из коллекции есть на страницах научного труда Марии Тенишевой. Её диссертация "Эмаль и инкрустация" была опубликована только один раз, в 1930 году, уже после смерти княгини.

Мария Тенишева надеялась, что у ее исследования будет продолжение и даже упоминает об этом в своей работе.

"Изучение эмалевого дела в период его "Возрождения", то есть в период средневековья, "явится уже целью последующего труда". Но последующего труда не состоялось", – заключила Склеенова.

Переехав в Париж, Мария Тенишева была вынуждена работать только на заказ, возможности заниматься наукой у нее уже не было.

Читайте также

Видео по теме