Здоровое долголетие и старение 23 июня 2021, 14:50 23 июня 2021, 15:50 23 июня 2021, 16:50 23 июня 2021, 17:50 23 июня 2021, 18:50 23 июня 2021, 19:50 23 июня 2021, 20:50 23 июня 2021, 21:50 23 июня 2021, 22:50 23 июня 2021, 23:50 24 июня 2021, 00:50

Волосам можно вернуть былой цвет, обратив седину вспять

С возрастом волосы изменяют свою структуру. В них становится меньше пигмента меланина, что проявляется в появлении седины.
    Фото Em M./Unsplash.
    Рисунок пигментации сотен волос мужчин и женщин, участвовавших в эксперименте. Пигментированные волосы показаны красным цветом, без пигмента - синим. Перевод Вести.Ru.
    Иллюстрация Rosenberg et al./eLife, 2021.
    Фото Em M./Unsplash.
    Иллюстрация Rosenberg et al./eLife, 2021.
Ежедневный стресс действительно может влиять на появление седины у людей, выяснили американские исследователи. Кроме того, они обнаружили механизм, благодаря которому волосам можно вернуть прежний цвет.

Учёные из Колумбийского университета обнаружили, что вызванное стрессом поседение можно обратить вспять, если убрать причину стресса. Результаты кропотливого исследования, которое привело к таким удивительным выводам, были опубликованы в издании eLife.

О том, что человек может в кратчайшие сроки поседеть из-за сильного стресса, многие знали из историй, которые слышали от знакомых. А кто-то и лично сталкивался с этим явлением.

Однако учёным недостаточно даже самых многочисленных историй, чтобы принять на веру подобные факты. В 2020 году исследователи из Гарварда провели научную работу, в ходе которой они доказали, что седина действительно появляется в результате действия стресса на организм (мы писали об этом результате).

Правда, это исследование было проведено на мышах. Очевидно, что структура их шерсти отличается от человеческого волоса, да и гормональная и нервная системы работают несколько иначе.

Поэтому исследователи приступили к поиску доказательств того, что похожие процессы происходят и в человеческом организме.

"Совсем как годовые кольца в стволе дерева, наши волосы хранят информацию о нашей биологической истории. Когда волосы ещё находятся в фолликуле под кожей, они подвергаются воздействию гормонов стресса и находятся под влиянием прочих процессов, которые происходят в нашем разуме и теле. Когда волосы вырастают из кожи головы, они затвердевают и навсегда кристаллизуют эти воздействия в стабильной форме", – отметил ведущий автор работы доктор Мартин Пикард (Martin Picard) из Колумбийского университета.

Почему же связь стресса и появления седины ранее было крайне трудно доказать? Дело в том, что не существовало достаточно чувствительных научных методов, которые бы выявили связь конкретного стрессового эпизода с пигментацией волоса на уровне одного единственного фолликула.

Соавтору исследования Айелет Розенберг (Ayelet Rosenberg) из лаборатории доктора Пикарда удалось разработать такой метод. С его помощью можно создавать очень детальные изображения крохотных участков человеческого волоса, чтобы оценить потерю пигмента (седину) на каждом отдельном участке.

Каждый такой участок составляет всего одну двадцатую миллиметра в толщину и соответствует одному часу роста волоса.

С помощью такого сверхчувствительного сканера можно увидеть, что цвет человеческого волоса неоднороден, и может сильно меняться по всей длине.

Исследователи изучили отдельные волоски с головы 14 добровольцев. Результаты этого анализа сравнили с записями в особых "дневниках стресса", которые участников эксперимента попросили заполнять заранее. В них добровольцы отмечали дни или недели, в которые они за последний год (или несколько месяцев) испытывали больше всего стресса.

В первую очередь исследователи сразу отметили, что цвет волос некоторых участников восстановился самостоятельно. То есть в какой-то момент жизни волос потерял пигментацию, а затем она появилась снова.

Рисунок пигментации сотен волос мужчин и женщин, участвовавших в эксперименте. Пигментированные волосы показаны красным цветом, без пигмента – синим. Перевод Вести.Ru.

Также "дневники стресса" помогли учёным увидеть, насколько сильно появление седины было связано с эмоциональным состоянием участников.

Но самое интересное их открытие было связано с тем, что отсутствие стресса "повернуло седину вспять" у некоторых добровольцев.

Один из участников в какой-то момент отправился в отпуск, и в то же самое время пять волосков на его голове из седых снова "превратились" в тёмные, сообщают авторы работы в пресс-релизе университета.

Чтобы лучше понять природу этого процесса, исследователи измерили уровень нескольких тысяч белков в крови добровольцев. Изменение цвета волос оказалось связано с уровнем трёх сотен белков.

Специально разработанная учёными математическая модель указала на то, что стресс может влиять на появление седины посредством изменений в работе митохондрий в клетках организма.

Митохондрии часто называют "клеточными электростанциями", они обеспечивают клетки энергией и влияют на их жизнедеятельность. Однако они же служат своего рода приёмными антеннами, которые реагируют на малейшие изменения в работе организма, включая физиологический стресс.

Выявление механизмов, которые позволяют волосам вновь становиться "молодыми" и пигментированными, поможет выяснить, насколько пластичны процессы старения организма в целом, а также какую роль в них играет стресс.

"Наши данные являются дополнением к растущему числу доказательств того, что человеческое старение – это не линейный, фиксированный биологический процесс, оно может быть хотя бы частично приостановлено или даже временно обращено вспять", – говорит доктор Пикард.

Учёные напоминают, что снижение уровня стресса в повседневной жизни в любом случае принесёт много пользы здоровью, даже если не вернёт человеку былой облик.

Ранее мы писали о том, что стресс может привести к потере памяти у взрослых людей, а также о том, что родительский стресс передаётся детям в виде депрессии и нарушения обмена веществ. Писали мы и о простом и приятном способе снизить количество каждодневного стресса.