Выберите регион

Смотрим на

"В гармонии с красным: туркмены" – новая выставка в Российском этнографическом музее

Традиционной культуре одного из крупнейших народов Средней Азии посвящена новая экспозиция.

"В гармонии с красным: туркмены". Традиционной культуре одного из крупнейших народов Средней Азии посвящена выставка в Российском этнографическом музее. Алексей Комаров продолжит.

Этот дутар, как и многое на выставке, сделан вручную. Считается, что туркменский мастер вырезает инструмент для музыканта, на котором тот будет играть всю жизнь. Отношение к этому такое же, как у всадника к коню – самому верному другу во время "аламана" или набега. В XVIII-XIX веках это было основным занятием у туркмен.

"Прекратилось оно только с приходом советской власти. Оно было ограничено на территории Туркмении. Потому что с точки зрения советской власти это было хулиганство. Забирать чужой скот и грабить. Но это было частью традиционной культуры. Этим занимались все молодые люди до того, как женились", – отметила ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Ольга Старостина.

После женитьбы чаще всего они переходили на другую сторону – становились охранниками караванов. Это, кстати, свадебный верблюжий кортеж. А вот так выглядели "аламанщики", когда отправлялись грабить. Эту конскую попону впервые показали публике. Вообще 70% всех экспонатов никогда не покидали запасников. Как и это красное покрывало на седло. Красный цвет туркмен. Дело в том, что в в этой стране растёт трава – марена. Из её корней добывают краситель.

"Туркменский народ сумел вот этот красный цвет превратить в абсолютно темный-темный цвет ночного неба. Все эти цвета природы, жизни, они воплотились в туркменских предметах", – добавила Старостина.

Мы привыкли считать красный цветом власти или тревоги, а вот у туркмен – это цвет жизненной силы, молодости, солнца и огня. Чаще всего он использовался в мужском и женском костюмах.

Основной узор, который туркмены изображали на одежде и коврах – это древо жизни. Причем считалось, чем оно больше, тем лучше.Ведь жизнь бесконечна.

Удивительно, но все эти предметы изготавливали в степных условиях. Каждая женщина должна была уметь ткать.

"Кочевник не возит с собой много инструментов, у ткачихи нет большого ткацкого стана. Она ткёт ковер. Она возит с собой инструменты для ковра, ножницы. И ей нужны 4 развилки, она найдет палки и вставит. И вот на этом примитивном станке, который самодельный, он тут же собран, ткутся самые лучшие ковры в мире", – заключила Старостина.

Выставка будет интересна не только специалистам, но и, например, дизайнерам, которые смогут найти вдохновение в этой удивительной и самобытной культуре азиатских кочевников.

Читайте также

Видео по теме