Археология и история 11 сентября 2021, 09:44 11 сентября 2021, 10:44 11 сентября 2021, 11:44 11 сентября 2021, 12:44 11 сентября 2021, 13:44 11 сентября 2021, 14:44 11 сентября 2021, 15:44 11 сентября 2021, 16:44 11 сентября 2021, 17:44 11 сентября 2021, 18:44 11 сентября 2021, 19:44

Диринг-Юрях может пролить свет на историю человечества

• Диринг-Юрях может пролить свет на историю человечества
Современное исследование древнейшей и самой северной стоянки человека в Якутии может перевернуть представления об истории человечества.

В Якутии недавно завершились полевые работы на Диринг-Юряхе. Новые исследования древнейшей стоянки человека могут подтвердить концепцию о внетропической прародине homo sapiens, некогда всколыхнувшую археологическое сообщество.

Российские ученые приблизились к разгадке тайн самой северной стоянки древнего человека – Диринг-Юрях в центральной Якутии. Изучение этого уникального археологического объекта, возможно, заставит нас по-новому взглянуть на историю человечества.

Стоянка Диринг-Юрях расположена на правом берегу реки Лены в 200 километрах выше Якутска. Она была случайно открыта в 1982 году при изучении древнейшей табагинской речной террасы. Геологи наткнулись на неолитические могильники, обложенные галькой.

Советский археолог Юрий Мочанов во время раскопок обнаружил обломки с явными следами человеческой деятельности. Облик этих артефактов соответствовал технике раннего палеолита. Ученый датировал памятник 2-3 миллионами лет, что уже вызывало протест у археологов и геологов. А позже выдвинул сенсационную гипотезу о внетропической прародине человека.

"Это вызвало некий такой протест у международного сообщества, у наших отечественных археологов. И как-то этот памятник уникальный оказался немного задвинут. Люди очень скептически к нему относились", – говорит Реджеп Курбанов, старший научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.

В 90-е интерес к памятнику проявили американские исследователи. Тогда же были предприняты первые попытки датировать Диринг-Юрях. Майкл Уотерс получил даты около 300-350 тысяч лет. Однако это была предельная датировка для использованного им метода термолюминесцентного анализа. То есть вопрос возраста оставался открытым. В 2019 году следующую попытку датирования сделали российские специалисты.

"Мы полтора года назад получили новые результаты. Выяснилось, что слой, в котором находятся артефакты, по современным оценкам явно древнее, чем 350-400 тысяч лет. Потому что даже ОСЛ не смог окончательно продатировать этот возраст, настолько он древний", – объясняет Реджеп Курбанов, старший научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.

К исследованию Диринг-Юряха вернулись в 2021 году. Был заново изучен геологический разрез в районе стоянки. Участники экспедиции отобрали образцы из подстилающих и перекрывающих слоев, а также из самого культурного слоя. Для определения возраста собираются использовать самый современный метод датирования – космогенный. В мире сейчас есть всего 15 лабораторий, которые могут провести измерения такого рода. Одна из них расположена в Орхусском университете в Дании. Именно туда скоро отправят образцы из Диринг-Юряха.

Определить возраст археологического памятника – одна из самых сложных задач. Особенно, когда речь идет о событиях, происходивших миллионы лет назад. Стандартные методы датирования дают в таком случае большую погрешность. Для изучения стоянок древних людей возрастом более 2 миллионов лет применяют сложный и дорогостоящий космогенный метод датировки с применением ускорительной масс-спектрометрии.

Для понимания того, как работает космогенный метод датирования, придется взглянуть на нашу планету из космоса. Дело в том, что Земля с момента ее появления постоянно подвергается воздействию космического излучения. Потоки высокой энергии галактического происхождения взаимодействуют с атомами газов, которые находятся в верхних слоях земной атмосферы. Столкновения атомов с космическими частицами сопровождается интенсивными ядерными реакциями. Образуется большое количество нейтронов, протонов, альфа-частиц и других фрагментов. Среди последних – значительное число ядер бериллия 10. Этот изотоп достигает поверхности Земли и накапливается в приповерхностных частях породы. Период полураспада бериллия огромен и позволяет датировать слои возрастом до 50 миллионов лет.

Ускорительная часть описанной технологии мало чем отличается от радиоуглеродной. Основное отличие в подготовке пробы: вместо изотопов углерода 14 здесь подсчитывается количество изотопов бериллия 10. В качестве материала для космогенного метода используются каменные орудия. Собственно, ничего другого на древнейших стоянках обычно и не находят. Подобные исследования – это кропотливая работа, требующая времени. Ученые обещали озвучить возраст Диринг-Юряха уже через год.