16 сентября 2021, 08:16 16 сентября 2021, 09:16 16 сентября 2021, 10:16 16 сентября 2021, 11:16 16 сентября 2021, 12:16 16 сентября 2021, 13:16 16 сентября 2021, 14:16 16 сентября 2021, 15:16 16 сентября 2021, 16:16 16 сентября 2021, 17:16 16 сентября 2021, 18:16

Две выставки из серии "Египет в Эрмитаже" открыли в Зимнем дворце

  • Две выставки из серии "Египет в Эрмитаже" открыли в Зимнем дворце
  • Картинка
    Две выставки из серии "Египет в Эрмитаже" открыли в Зимнем дворце
  • Две выставки из серии "Египет в Эрмитаже" открыли в Зимнем дворце
Одна знакомит с египетским искусством в период с поздней античности до позднего средневековья. Другая рассказывает о неожиданном открытии ученых Эрмитажа.

В Зимнем дворце открыли две выставки из серии "Египет в Эрмитаже". Одна знакомит с египетским искусством в период с поздней античности до позднего средневековья. Другая – под названием "Мумия меняет имя" – рассказывает о неожиданном открытии ученых Эрмитажа. Екатерина Грициенко – подробнее.

Женщина по имени Бабат была певицей в храме Амона-Ра и жила в Фивах на стыке VI и VII веков до нашей эры. Именно так описывали древнеегипетскую мумию из эрмитажного собрания. В историю Бабат вмешалась компьютерная томография. Так мумия поменяла не только имя, но и пол. Томографическое сканирование позволило без повреждений через слои пелены рассмотреть внутренности мумии. Результаты удивили: оказалось, это тело мужчины 35-40 лет. Звали его Па-Кеш, и, так же как Бабат, он принадлежал к состоятельной части общества Древнего Египта".

Скончался мужчина от редкого генетического заболевания: он страдал синдромом Марфана. А при жизни Па-Кеш руководил привратниками фараона. Это установили, конечно, не в результате томографии. Имя покойного писали на гробнице. Оттого Па-Кеша и приняли за Бабат. Вероятно, путаница произошла во время переезда древнеегипетских экспонатов. До начала ХХ века саркофаги хранили в Эрмитаже, мумии – в Академии наук.

"Эти вот мумии попали в Эрмитаж только после революции. Они были в Кунсткамере, но их было нельзя привези сюда, потому что в монарший дом, дом, где живут монархи, нельзя привозить мертвые тела. Такая была этика. С мертвым телом нужно очень аккуратно обращаться. Когда оно запеленуто, ты его распеленываешь, ты нарушаешь какие-то вещи этические. Сейчас мы можем их изучать, не вторгаясь, не влезая, не разрезая", – пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В экспозиции представлены оба саркофага – мужчины и женщины. Мумия Па-Кеша – центральный экспонат выставки. И лишь один вопрос остается без ответа: где же Бабат?

"Она должна быть у нас, но поскольку все остальные мумии у нас распеленутые, то очень трудно сказать, которая из мумий это она", – отметил куратор выставки Андрей Большаков.

Другая эрмитажная выставка рассказывает о том, что было в Египте после мумий. Лампа для мечети символизирует ислам. А канделябр с фигурой женщины воплощает античность, переходящую в христианство. Но ученые напоминают: Древний Египет – это лишь одна из цивилизаций.

"Например, коптский Египет – это Египет христианских отшельников, который в искусстве отражает мотивы античности и эллинизма, на самом деле не менее интересен. И потом после арабского завоевания это, конечно, культура ислама, исламское искусство. И Египет, безусловно, одна из наиболее процветающих и самобытных стран в эпоху ислама", – рассказал куратор выставки Антон Притула.

Египтология всегда привлекала сочетанием красоты и мистики. Теперь эта наука – пример внедрения новейших технологий.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация