Выберите регион

Смотрим на

Музеи Московского Кремля представили выставку "Франция и Россия. Десять веков вместе"

Этот проект организован в перекрестный Год двух стран и посвящён культурным и дипломатическим связям.

Более двухсот уникальных экспонатов представляют Музеи Московского Кремля на выставке "Франция и Россия. Десять веков вместе". Этот проект организован в перекрестный Год двух стран и посвящён культурным и дипломатическим связям. Репортаж – Ксении Егоровой.

Как дружили, восхищались, враждовали, а затем опять дружили – более двухсот предметов из десятка музейных и библиотечных собраний России и Франции. Династические пересечения в этой истории – только начало большого пути.

И, вот, одни из самых древних свидетельств наших отношений. Некоторым документам уже более десяти веков. Так, например, этой грамоте французского короля Филиппа с подписью его матери Анны – дочери князя Киевского Ярослава Мудрого.

Активные, но пока не постоянные связи между странами, это XVII век, хотя единственные, кто мог позволить себе явиться к русскому двору без посольских даров, были именно французы. Поворотный момент в дипломатии – визит Петра Первого в Париж в 1717 году. По такому случаю там создают гравюру и даже выпускают медаль с профилем русского государя.

"Рисунок, на котором представлен визит Петра в Версаль и знакомство его с регентом французского государства малолетнего Людовика XIV Филиппом Орлеанским, и вот этим мальчиком, который ему представляется как король. Рисунок имеет сложную и длительную дипломатическую историю, поскольку он был подарен в 1944 году Шарлем де Голем Сталину", – рассказала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Во Франции Петр Первый особо интересуется устройством флота, артиллерией и оружейными новинками. Французы на тот момент и далее – уже в XVIII столетии – законодатели мод не только в одежде. В веке императриц не обошлось и без заказов в "галереях при Лувре" этой убийственной красоты.

"В этом случае мы говорим о ружье, которое скорее всего принадлежало сразу двум императрицам: и Анне Иоановне, и Елизавете Петровне. Все эти вещи, действительно, могли использоваться во время охоты, поскольку Анна Иоановна обожала стрелять по целям даже из окон дворца", – рассказал куратор выставки Федор Панфилов.

Вот это уже наш ответ французским оружейникам. Пищаль XVII века с богатым украшением, изготовленная русским мастером Филиппом Тимофеевым, с особой гордостью презентуют уже на Всемирной Парижской выставке 1867-го. Впрочем, одежду царственные особы предпочитали все же от французских кутюрье. Свадебный камзол Петра Второго, вступившего на престол ребенком. Он так и не успел надеть его, модная парча с золотошитным кружевом так и дошла до нас без изъянов и потертостей. А в этом платье великая княгиня Мария Фёдоровна принимала гостей.

"Я не исключаю того, что Мария Федоровна в этот момент просто ждала ребенка, именно поэтому такой покрой платья. Но платье замечательно тем, что во всем гардеробе Марии Федоровны это, пожалуй, единственная вещь, которая связана с именем Розы Бертен, модисткой королевы Марии Антуанетты", – заявила куратор выставки Светлана Амелёхина.

Французские романы, театральные пьесы и сочинения философов, часы, веера и столовые приборы,в том числе и этот" Олимпийский", подаренный Александру Первому Наполеоном в 1807 в память о заключении Тильзитского мира. Без этих предметов нашу историю уже и не представишь. Франция и Россия – отношения, пережившие взлеты и падения, но всегда изящные как кружева шантильи, украшавшие наряды наших императриц.

Читайте также

Видео по теме