Антропология 27 сентября 2021, 15:29 27 сентября 2021, 16:29 27 сентября 2021, 17:29 27 сентября 2021, 18:29 27 сентября 2021, 19:29 27 сентября 2021, 20:29 27 сентября 2021, 21:29 27 сентября 2021, 22:29 27 сентября 2021, 23:29 28 сентября 2021, 00:29 28 сентября 2021, 01:29

Раскрыта тайна происхождения загадочных этрусков

Этрусская скульптура "Сон и Смерть несут тело Сарпедона". 400–380 гг. до н.э.
    Фото Daderot/CC0.
До римлян на территории Италии процветала цивилизация этрусков. Последние обладали развитыми технологиями, оставили после себя богатое культурное наследие… и до сих пор не расшифрованный язык. Последнее сильно усложняет изучение их происхождения. Но теперь учёные провели генетический анализ.

Цивилизация этрусков процветала на территории центральной Италии в первом тысячелетии до нашей эры. Этруски оставили богатое культурное наследие и обладали развитыми технологиями, часть которых переняли пришедшие им на смену римляне.

Однако происхождение этрусков долгие годы являлось загадкой для учёных.

Этруски говорили на ныне мёртвом языке не индоевропейского происхождения. И большую часть информации об этрусской цивилизации исследователи почерпнули из работ римских и греческих авторов поздней античности.

Существует две гипотезы о происхождении этрусков. Одну из них выдвинул древнегреческий историк Геродот, который писал, что этруски произошли от переселенцев из Греции, а именно Анатолии и островов Эгейского моря. Об этом свидетельствуют признаки влияния греческой культуры на культуру этрусков.

Другая точка зрения была выдвинута историком Дионисием Галикарнаксским, который предположил, что этрусская цивилизация родилась и развивалась на территории Италии и не испытывала воздействия извне.

Новое исследование палеогенетиков наконец предлагает ответ на вопрос, который не давал покоя учёным на протяжении нескольких веков.

В ходе новой работы международная группа исследователей собрала генетические данные 82 представителей этрусской цивилизации, живших в период с 800 века до нашей эры до 1000 года нашей эры. Поясним, что генетический материал относительно хорошо сохраняется на таких временных отрезках.

В итоге оказалось, что никакой генетической связи этрусков с переселенцами из Анатолии нет. Генетический профиль этрусков говорил об их сходстве с латинами, прародителями римлян. Значительная часть генома этрусков роднит их со степными жителями, пришедшими на территорию центральной Италии в бронзовом веке.

Учитывая, что именно степные народы распространили в регионе языки индоевропейской семьи, на которых сейчас говорят миллиарды людей по всему миру, всё ещё остаётся неясным, как этруски сохранили свой ни на что не похожий язык. Этрусский язык, к слову, не расшифрован до конца и по сей день.

Учёные выяснили, что генетический профиль этрусков оставался достаточно однородным в течение по меньшей мере 800 лет. Иногда в нём встречались гены жителей восточного Средиземноморья, Северной Африки и Центральной Европы.

Однако с началом императорского периода в истории Древнего Рима (27 год до н. э. – 476 год н. э.), в центральной Италии произошёл заметный генетический сдвиг.

Этот сдвиг был последствием масштабного переселения на территорию Рима популяции из восточного Средиземноморья. Скорее всего, это были рабы или солдаты, состоявшие на службе Империи.

Вместе с крахом Римской империи и началом Средневековья в генах жителей центральной Италии стала выделяться североевропейская генетическая линия. Это наблюдение соответствует историческому процессу переселения германских племён на территорию бывшей империи, где они начали основывать собственные варварские королевства.

Со времён раннего Средневековья и по сегодняшний день родословная населения Тосканы, Лацио и Базиликаты оставалась относительно неизменной. Из этого можно сделать вывод, что генофонд современного населения центральной и южной Италии сформировался около тысячи лет назад.

Можно ли считать данные выводы окончательными? Исследователи полагают, что нет. В дальнейшем они планируют найти доказательства своих выводов в ходе дополнительных исследований. Для этого будет изучена более обширная выборка древних ДНК.

Однако полученные данные хорошо совпадают с историческими данными и показывают, как сильно политика Древнего Рима повлияла на генофонд жителей Аппенинского полуострова.

Исследование было опубликовано в издании Science Advances.

Напомним, ранее мы подробно рассказывали о богатом этрусском захоронении в Археологическом парке Вульчи. Писали мы и о том, как генетический анализ помог больше узнать о происхождении жителей Западной Европы.