18 октября 2021, 18:59 18 октября 2021, 19:59 18 октября 2021, 20:59 18 октября 2021, 21:59 18 октября 2021, 22:59 18 октября 2021, 23:59 19 октября 2021, 00:59 19 октября 2021, 01:59 19 октября 2021, 02:59 19 октября 2021, 03:59 19 октября 2021, 04:59

Пушкинский музей открывает выставку "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли"

  • Пушкинский музей открывает выставку "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли"
  • Картинка
    Пушкинский музей открывает выставку "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли"
  • Пушкинский музей открывает выставку "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли"
Это одно из самых значительных частных собраний живописи Италии XX века.

Пушкинский музей открывает выставку "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли". Это одно из самых значительных частных собраний живописи Италии XX века. С экспозицией ознакомилась Анна Аппалонова.

В коллекции итальянского футуризма Джанни Маттиоли всего 26 работ, и все они здесь. Это национальное достояние Италии и большая редкость в нашей стране, потому что итальянского искусства XX века в российских музеях практически нет. Джанни Маттиоли собирал работы своих современников, но дома картины не хранил. Потому что сам торговал хлопком, считал, что далеко не все гости поймут авангардное искусство, и в то же время, был убежден, что его нужно сохранять и показывать. Купил для этой цели квартиру и устраивал по выходным выставки.

"Коллекционер, который способен увидеть и создать такую коллекцию, безусловно думал о том, как важно зафиксировать этот чрезвычайно уникальный шаг, потому что без итальянского футуризма и всеми особенностями его движения невозможно представить историю искусства XX века", – отметила директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Вместе с картинами в Москву приехал внук коллекционера Джакомо Росси. Сейчас он владелец коллекции. Сам к искусству отношения не имеет, работает в Италии учителем физики, но к одной работе из этого собрания все-таки испытывает особые чувства: это "Материя" Умберто Боччони.

"Эта картина висела у нас дома, когда я был маленьким. И я всегда ее немного боялся, вот этих крупных рук. А мы знаем, что художнику позировала его мама, и мне всегда казалось, что она огромная и суровая женщина. Потом, когда я вырос, я понял, что эти руки – это символ, и вся картина пронизана символизмом", – пояснил внук Д. Маттиоли Джакомо Росси.

Футуристы в Пушкинском музее – в отдельном зале. Остальные течения итальянского авангарда рассредоточены по постоянной экспозиции, чтобы можно было проследить, на кого смотрели итальянские художники в начале XX века. Например, "Голубая танцовщица" Джино Северини и тут же "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега. Связь улавливается не только в названии. Авангардисты стали теми, кто ворвался на международную арт-сцену, хотя Италия в то время считалась периферией мира искусства.

"Это художники, которые в тот же период времени осуществляют свои творческие поиски, и их объединяет стремление к обновлению искусства", – пояснила куратор выставки Елена Степкина.

Одна из центральных работ выставки – Амедео Модильяни "Портрет художника Фрэнка Хэвиленда". Картина написана уже в Париже, после переезда, но в итоге вернулась на родину художника. Джанни Маттиоли хотел создать коллекцию основных европейских течений, зафиксировать то, что рождалось при нем. Интересно, что показывать по отдельности эти картины нельзя.

С 73 года коллекция считается единой и неделимой. Работы не покидали Италию почти 50 лет, и после этой выставки они вернутся домой в Милан и войдут в постоянную экспозицию Пинакотеки Брера – это значит, что в ближайшие годы, а то и десятилетия, это неделимое собрание больше никуда не поедет.

У тех, кто хочет увидеть свободное искусство Италии именно в Москве, есть всего 3 месяца. Выставка продлится до середины января.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация