Выберите регион

Смотрим на

I Московский международный фестиваль архивных фильмов пройдет с 15 по 28 ноября

Pixabay
  • Pixabay

В связи с указом Мэра Москвы о запрете проведения массовых мероприятий и закрытии кинотеатров с 28 октября по 7 ноября показы I Московского международного фестиваля архивных фильмов пройдут с 15 по 28 ноября. Обновленное расписание будет доступно в ближайшее время – следите за новостями в тг-канале Госфильмофонда и на сайте фестиваля. Деньги за купленные ранее билеты будут автоматически возвращены на платежные карты.

I Московский международный фестиваль архивных фильмов в Москве является преемником фестиваля "Белые Столбы". С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одной из крупнейших в мире и главной в России синематеки. Фестиваль проходил в кинозалах Госфильмофонда в микрорайоне Белые Столбы города Домодедово Московской области. В 2021 году для популяризации истории кинематографа и возвращения широкому зрителю редких и утраченных фильмов фестиваль архивного кино впервые пройдет в Москве, получив новый статус и новую жизнь. Показы пройдут в кинотеатрах "Иллюзион", "Москино Космос", "Художественный", Центре документального кино (ЦДК) и Музее современного искусства "Гараж".

В программу фестиваля войдут ретроспективы, показы культовых отечественных и зарубежных фильмов и архивных находок – кинокартин, прошедших реставрацию, восстановление или считавшихся до недавнего времени утраченными. Главной площадкой фестиваля станет кинотеатр Госфильмофонда "Иллюзион", где будет показана основная программа – рубрики "Трудный возраст", "Реставрации и находки", "Персона", "Кино о кино", "Киностолица" и другие. В рамках "Реставраций и находок" покажут несколько выдающихся картин, над восстановлением которых работали специалисты Госфильмофонда и ведущие архивисты мира. Среди этих картин – "Юдифь и Олоферн" (1909), ранняя работа будущего постановщика знаменитого сериала "Фантомас" Луи Фейада столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе; и "Мой кузен" (1918) – единственная сохранившаяся игровая кинолента с легендарным тенором Энрико Карузо в главной роли. Среди работ наших соотечественников: оставшаяся незаконченной "Незнакомка" (1985) Динары Асановой – одной из самых ярких фигур "Ленфильма" и всего отечественного кино – и отреставрированный "Молох" (1999) признанного мастера Александра Сокурова. На экране также появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова "Вокальные параллели" (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с ней же в главной роли. И наконец, зрители увидят "Долгую счастливую жизнь" (1967) – единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.

К 200-летию Достоевского в рубрике "Персона" покажут редкие и малоизвестные экранизации одного из главных российских писателей ("Идиот", 1910, Петр Чардынин), а также фильмы легендарных мастеров – Акиры Куросавы, Робера Брессона, Анджея Жулавски, Лукино Висконти. 

В кинотеатрах "Художественный" и "Москино Космос", лектории Музея современного искусства "Гараж" и Центре документального кино пройдут параллельные программы. 

В старейшем московском кинотеатре "Художественном" на основе анализа кинопроката дореволюционной России и работы с коллекциями ранних фильмов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов(РГАКФД) и Госфильмофонда России реконструируют показ 1909 года – года открытия кинотеатра. 

В "Москино Космос", единственном в Москве кинотеатре с оборудованием для широкоформатной плёнки, будут показаны архивные фильмы с 70-мм – первый широкоформатный фильм "Повесть пламенных лет" (1961) Юлии Солнцевой, ставшей первой женщиной удостоенной приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, и советско-японский картина Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (1975), получившая "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. 

Специально для Музея современного искусства "Гараж" была собрана кураторская программа к 90-летию французского режиссёра Алена Кавалье, многократного обладателя премии "Сезар" и призов жюри Каннского кинофестиваля.  Он начал снимать в одно время с легендарными режиссерами французской "новой волны" –  Годаром, Трюффо, Шабролем, – но всегда стоял в стороне от коллег по цеху и искал свой киноязык. Особенно яркий и уникальный стиль он разработал в 1990-х благодаря распространению видеокамер, которые позволили ему создавать обманчиво любительские (filmeur) дневниковые фильмы-эссе о сложных вопросах человеческого бытия.

В Центре документального кино (ЦДК) будет представлена ретроспектива великого документалиста Семёна Райтбурта. Программа подготовлена в сотрудничестве со ВГИКом и Российским государственным архивомкинофотодокументов(РГАКФД) к 100-летию со дня рождения режиссёра.

Рубрика "Столица" в этом году посвящена Вене и подготовлена в партнёрстве с Австрийским культурным форумом.

Большая часть показов пройдут с плёнки и будут сопровождаться обширной публичнойпрограммой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссёрами и кураторами зарубежных архивов. Полная программа фестиваля будет объявлена в ближайшее время. 

"Киносмотр, ставший преемником прославленного на всю страну международного архивного фестиваля "Белые столбы", получил в этом году новую жизнь, что особенно важно в условиях плодотворного межкультурного диалога. В рамках насыщенной программы зрители фестиваля получат возможность познакомиться с шедеврами из коллекции Госфильмофонда России и других российских и иностранных киноархивов. Сохранившиеся работы представляют собой настоящий историко-культурный феномен и будут высоко оценены зрителями. Уверена, у фестиваля есть все шансы стать событием мирового масштаба". – министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

"Я, в качестве генерального директора Госфильмофонда, начинал этот фестиваль, а теперь, в качестве почетного президента, рад приветствовать его в Москве. Это смелый, особенно в современных реалиях, шаг. Но, тем не менее, шаг неизбежный. Я счастлив, что архивное кино всё чаще и чаще покидает стены фондохранилищ, что ведущие синематеки, архивы и дистрибьютеры занимаются реставрацией легендарных фильмов, находят, восстанавливают, казалось бы, утраченные ленты, и возвращают их зрителю. Я надеюсь, что со временем эта архивная лихорадка будет охватывать всю Москву, всю страну. И не только раз в год. Эти картины  прекрасная школа, безграничное вдохновение и невероятное эстетическое впечатление и душевное потрясение. Я завидую тем, кто впервые приобщится к показам Фестиваля архивных фильмов, и желаю родному и любимому Госфильмофонду аншлагов и новых искрометных идей для новых фестивалей" Президент I Московского международного фестиваля архивных фильмов, ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, доктор искусствоведения Владимир Малышев.

Читайте также