Выберите регион

Смотрим на

Что открылось, когда сошел туман: коллапс в аэропорту и посадка в Киеве

Самолет венгерской авиакомпании WizzAir, следовавший из Будапешта в Москву и совершивший 2 ноября вынужденную посадку в Киеве из-за тумана в Москве, прибыл в аэропорт Внуково в среду утром. Пассажиры провели в дороге больше суток, поскольку Киев не дал экипажу разрешение на вылет в Москву. Самолету пришлось лететь обратно в Будапешт.

Затяжной туман, который больше суток стоял в центральной части России, немного рассеялся и перешел из плотной пелены в дымку. Столичные аэропорты после многочисленных задержек начали возвращаться к штатной работе. Тем не менее почти 60 бортов были задержаны или отменены. Десятки лайнеров, летевших в столицу, из-за тумана перенаправили в Петербург, Киров, Воронеж. Основная нагрузка пришлась на Нижний Новгород. Аэропорт столкнулся с небывалым наплывом пассажиров. Непросто пришлось и тем, кто летел в Москву из Будапешта, когда самолет приземлился в Киеве.

Они, наконец, вернулись домой: из эмоций – только усталость.

Встречающих почти нет: мало тех, кто добровольно будет сидеть в аэропорту сутки напролет. Но у пассажиров сорока рейсов, летевших в Москву и совершивших вынужденную посадку в Нижнем Новгороде, выбора не было.

Сидели в самолетах и не могли никуда выйти. В такой ситуации оказались без малого 5 тысяч человек.

"Нас выпустили спустя 7 часов, после того, как у нас в самолете девочке стало плохо, ребенку. Подъехала скорая, вышел ребенок с родителями. Их увезли на скорой, следом мы стали выходить", – рассказала пассажир рейса Краснодар – Москва Наталья Митина.

"Оповещение было ужасным. Мы сидели на взлетно-посадочной полосе 7 часов, и стюардессы не знали, что сказать", – жалуется гражданин ЮАР Джон Питер.

Такого наплыва самолетов в нижегородском аэропорту никогда не было.

Международный аэропорт Чкалов был открыт к чемпионату мира по футболу. Это современный и просторный терминал. Для внутренних рейсов здесь есть два телескопических и еще 6 подкатных трапов. На обслуживание одного самолета нужно минимум 45 минут. Даже если бы аэропорт работал только на выгрузку пассажиров, то за час он смог бы принять всего десять бортов.

Даже вызов на работу всех сотрудников, кто работает в другие смены, не изменил ситуацию с разгрузкой самолетов.

"Пришли они в короткий интервал времени: в течение полутора часов на наш аэродром село 27 самолетов, поэтому были вынуждены расставлять самолеты на те места свободные, что есть", – объясняет ситуацию исполнительный директор международного аэропорта Нижнего Новгорода имени В.П.Чкалова Эдуард Кошенсков.

Одной из причин транспортного коллапса называют нежелание авиаперевозчиков высаживать пассажиров в транзитном аэропорту, ведь это дополнительные расходы.

"Никаких регламентов по снятию пассажиров с борта воздушного судна не существует, – говорит официальный представитель авиакомпании "Россия" Сергей Стариков. – Было сразу понятно, что в Нижнем Новгороде самолеты простоят не один час, и туман в Москве так быстро не рассеется".

Когда пассажиров начали выпускать из самолетов, в здании аэропорта начался хаос. Пассажирам не хватало ни мест у кафе, ни еды и воды. Бесплатное горячее питание появились позже – после вмешательства местных властей.

"По идее авиакомпании должны обеспечить такое питание. Видимо, не имели "плана Б" для такой ситуации, поэтому регион вынужден был прийти на помощь", – сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Одни пассажиры не успели на стыковочные рейсы, другие – на курс дорогостоящей терапии.

"Если задержка рейса происходит по форс-мажорным обстоятельствам, по причинам, не зависящим от перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию понесенных убытков, морального вреда или возмещения полной стоимости авиабилета", – говорит Анна Голубева, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.

К делу подключились прокуратура и Следственный комитет.

Рейс Тюмень – Москва установил своеобразный антирекорд: прибыл с опозданием в 28 часов.

***

Отпуск превратился в стресс. С ее аэрофобией каждый перелет – испытание. Сейчас Дарья ждет второго возвращения в Москву в отеле.

"Я лечу 5 ноября обратно. Остальные – либо позже, либо раньше, либо летят через Питер, либо Казань", – говорит пассажир рейса Будапешт – Москва Дарья Джиоева.

Даты у всех разные. Билеты на рейс получила только часть пассажиров.

Самолет венгерской авиакомпании приземлился 3 ноября в аэропорту Внуково даже раньше, чем его ожидали – на одну минуту, в 10:24. И это был совершенно стандартный перелет. Особенно, если сравнивать с тем, что происходило с рейсом Будапешт – Москва 2 ноября.

Среди пассажиров – те, кто накануне не долетел до Москвы из-за странного поведения украинских властей. Свидетели описывают, как экипаж несколько часов вел переговоры в аэропорту Борисполь.

"Пилот сказал, что сейчас запрашивает разрешение, чтобы нам из Киева разрешили вылетать в Москву. Вроде как выдали. Мы просидели после этого еще пару часов, и после этого пилот сказал, что, к сожалению, разрешение отменили. И нам придется вернуться в Будапешт", – рассказал пассажир рейса Будапешт – Москва Дмитрий.

Пассажиры на тот момент не вставали со своих мест уже семь часов. WizzAir – компания эконом-класса, минимальный запас питания и воды на борту. Но в транзитную зону украинская сторона людей не выпустила.

"Все, что было в самолете, все скупили. Все, что не скупили, раздали бесплатно", – говорит пассажир рейса Будапешт – Москва Тимур Дерябин.

- Представители украинской стороны поднимались на борт?

- Нет.

Аэропорт Внуково уже был готов принять лайнер. Но Киев запретил лететь в Москву. И это нарушение, считают эксперты.

Да, Украина прекратила регулярное авиасообщение с Россией еще в 2015 году. Но условия сейчас были чрезвычайными. И речь шла не о российском самолете. Тем не менее украинские власти не захотели сделать исключение.

"Венгерская авиакомпания заключила договор на перевозку граждан РФ, и после этого эти граждане сели в Киеве. Но я думаю, что, по международному законодательству, никаких претензий быть не должно", – считает президент профсоюза летного состава России, заместитель председателя Общественного совета при Росавиации Мирослав Бойчук.

Есть вопрос и к авиакомпании. Решение, на какой из запасных аэродромов уходить, по международным правилам, принимает командир экипажа. При этом он обязан знать и учитывать нюансы авиасообщения между странами. Почему, покружив над Москвой, решили лететь именно в киевский Борисполь?

Вот ответ WizzAir на запрос.

Авиакомпания планировала отправить пассажиров в Москву, как только погода улучшится, однако, по непредвиденным оперативным причинам, пассажиров пришлось отправить обратно в Будапешт. Параллельно был отменен еще один рейс Москва – Будапешт.

Билеты на рейс пассажирам предоставили бесплатно. Но многие опоздали на стыковочные рейсы.

"Мы прилетали во Внуково, должны были переместиться в Шереметьево и уже оттуда вылетать домой, в Екатеринбург. Но…день потеряли, дома родные, близкие ждут", – говорит пассажир рейса Будапешт – Москва Денис.

3 ноября маршрут снова пролегал над территорией Украины. Но на борту об этом не объявляли, и пассажиры были спокойны.

Читайте также

Видео по теме