Выберите регион

Смотрим на

Серпуховский историко-художественный музей открывает выставку "Образ и смысл"

В экспозиции 80 произведений голландских мастеров "золотого" XVII века — из музейных и частных коллекций России.

Ползающие мухи, ящерицы — все это символы зла, которые искупляются жертвой Христа, которые персонифицируют изображения виноградной грозди.

Тайная жизнь на картинах голландского Золотого века. Зашифрованные символы, подтексты, и обязательно назидательный урок. Вот, к примеру, "Уличный лекарь" "заговаривает зубы" толпе зевак. Полотно Яна Викторса о слепоте человечества, увлеченного праздной суетой и грошовыми соблазнами.

Вадим Садков, куратор выставки, заведующий Отделом искусства старых мастеров в ГМИИ им. А. С. Пушкина: "Вот у какой-то кухарки уличный мальчишка крадет гроздь винограда. С одной стороны, занимательная жанровая сцена, которая призывает людей быть бдительными в общении друг с другом. Более того, да, простят меня врачи-стоматологи, но в Голландии даже существовала поговорка: "Он врет как зубной лекарь".

Подсчитано, что в XVII веке на каждую тысячу человек в Голландии приходилось по художнику — такая "плотность" не имеет аналогов в истории. Они писали не для дворцов и музеев. А для самых обычных домов. Распространение протестантизма свело к минимуму церковную живопись, на рынке появились новые заказчики с новыми запросами. Страстными коллекционерами были не только коммерсанты, но и пекари, сапожники, мясники.

Хиллес Бесхоор Плух, Посол Королевства Нидерландов в России: "Люди были готовы сокращать расходы на еду ради живописи! В Нидерландах возник новый вид патронажа, которого не было нигде. Меценатами стали бюргеры — средние горожане. Этим объясняется популярность бытовых сюжетов, способ написания и распространения картин".

Голландские живописцы XVII века обычно имели узкую специализацию. Этого требовала жесткая конкуренция на рынке картин. Среди пейзажистов, к примеру, были маринисты, те, кто изображал лесные чащи или только лунный свет. В каждом городе был и свой тип натюрморта: Амстердам знаменит роскошными "десертами", Утрехт — изображениями цветов, Гаага — живописью рыб. На этой выставке можно проследить за каждым жанром. И увидеть нетипичные образцы, почти неизвестные широкой публики. Эта "Хозяйка на кухне" — единственная в России работа Корнелиса Делффа, 30 лет простояла в запасниках музея-усадьбы Кусково. Вышла на свет только после реставрации в 2014 году. Дебют на выставке и у "Венеры с голубями" из Рязанского музея.

"Она была буквально недавно в процессе подготовки нашей выставки открыта. Эта работа считалась произведением неизвестного художника, а на самом деле это картина Паулюса Морельсе — очень известного голландского художника", — рассказал Вадим Садков.

Эти картины, как редкие марки для филателистов. Осевшие в региональных музеях от Краснодара до Казани — они впервые собраны в едином пространстве. Золотую Голландию здесь можно потрогать на ощупь, услышать чем пахнет и как звучит. Чтобы увидеть и почувствовать больше, чем кажется на первый взгляд.

Читайте также

Видео по теме