Выберите регион

Смотрим на

Авиастроители с большой дороги. Как Киев пытается кинуть китайцев на деньги

Украинский завод "Мотор Сич" взял у китайских инвесторов деньги на совместную разработку вертолета, после чего разорвал контракт и средства не вернул. После этого компания из КНР пошла в суд Гааги.

4,5 миллиарда долларов требуют от Киева китайские инвесторы. Украинские власти брали деньги на разработку новых вертолетов на знаменитом оборонном заводе "Мотор Сич", пообещав партнерам долю в предприятии. Но под давлением США сначала отказались от сделки, а потом и вовсе национализировали завод. В итоге китайской компании пришлось обратиться с иском в арбитраж в Гааге.

Презентацию новых вертолетов, построенных, правда, еще по советским лекалам, в Запорожье пытались устроить с помпой и даже проанонсировали первый контракт.

Но новости из Китая вернули украинцев с небес на землю. Вложившие в предприятие миллиарды китайские инвесторы, которых Украина в итоге оставила и без денег, и без завода, потребовали вернуть все до цента. Через Гаагский арбитраж.

"В соответствии с "Соглашением между Правительством Украины и Правительством КНР о привлечении и взаимной защите инвестиций", китайские инвесторы потребовали признать Украину нарушившей двустороннее инвестиционное соглашение и выплатить истцам полную компенсацию всех понесенных убытков на сумму более 4,5 миллиардов долларов США", – говорится в официальном сообщении.

К такому повороту Киев, конечно, должен был приготовиться. Иначе бы не накладывал сначала арест на купленные китайцами акции, 56% – это контрольный пакет, а потом и вовсе национализировал предприятие. Тогда Зеленский объяснил это заботой о нацбезопасности, предприятие же стратегическое. А деньги китайцам можно и не отдавать.

Все это в Китае называли варварским захватом и банальным воровством. Дословно. Это копия письма, направленного китайской компанией в Киев и в международные суды. Вот подпись главы корпорации, мультимиллионера Ван Цзина. Но после того, как в Киеве сделали вид, что письмо не заметили, китайский бизнес перешел в наступление.

Глава корпорации Xinwei и ее дочерней структуры Beijing Skyrizon заявил, что готов к настоящей войне. Ведь для Ван Цзина это еще и вопрос личного престижа. В начале года он оказался еще и под персональными санкциями Киева. А вместе с ним и четыре его компании. И кто за этим стоит в Китае хорошо понимают.

"Это не просто экономический спор и юридическое дело. Тут еще касается дела между Китаем и Америкой в целом, за такое стратегическое важное предприятие. Это по технологии очень важно не только для Китая, но и для Америки", – считает управляющий партнер юридической фирмы Чжоу Гуанцзюнь.

То, что в Белом доме уже не Трамп, а Байден, ни для Киева, ни для Пекина ничего не меняет. Тем более, что у Байдена на Украине семейные интересы. А требование выгнать китайцев с рынка Зеленскому поступило прямиком из американского посольства.

"Их цель, несомненно, в том, чтобы помешать Китаю получить соответствующие двигательные технологии, и обуздать развитие Китая", – говорит научный сотрудник Китайского института международных исследований Цзян И.

Китайцы и не скрывали: их действительно интересуют технологии. Еще в советское время Запорожский моторостроительный в кооперации с десятками КБ по всему Союзу выпускал двигатели мирового уровня.

Но при современной Украине был вынужден осваивать ширпотреб. И китайские инвестиции должны были удержать предприятие от окончательного пике.

"Китай уже понимает, с кем они столкнулись. Это марионетки, и они не думают, как будет государство отдавать. То есть Украина дополнительно может еще ударить по инвесторам внутренним", – заявил заслуженный юрист Украины Владимир Олейник.

Единственный способ договориться – это действовать по закону, заявили в китайском МИД, где пока за всем наблюдают со стороны. Тем более, что к делу " Skyrizon против Украины" уже подключились ведущие международные юридические компании. Но если понадобится помощь совсем уж тяжелой артиллерии, китайские власти найдут способ надавить. И 4,5 миллиарда долларов неустойки еще покажутся Киеву не самыми крупными потерями.

Читайте также