Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника
Маркус Люперц обрел известность в 1960-х годах благодаря провокационным полотнам, наполненным военной символикой и отсылающим к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. "Последний немецкий денди", "enfant terrible", как именуют мастера критики, художник принадлежит к поколению авторов, к которому также причисляют Ансельма Кифера и Герхарда Рихтера. Именно они сформулировали при помощи обращения к традиционному языку живописи ключевые и наиболее травматичные, болезненные вопросы поствоенного немецкого общества – связанные с исторической памятью и проблемой "преодоления прошлого". Как некоторые другие его соотечественники, собственный художественный язык Люперц обнаруживает в немецком экспрессионизме.
Основным мотивом творчества Люперца стал аллегорический элемент, именуемый "бессмысленный объект" или "дифирамб". Последнее определение отсылает к концепции Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре – о восторге забытья и экстазе разрушения. Через него художник осмысляет античное наследие в гротескной пластике, сочетающей в себе древнегреческие формы и мультипликационные образы. Его неоднозначные, местами некомфортные работы посвящены размышлению об одном и том же круге вопросов – о природе живописного образа, о роли художника, о том, какое место прошлое занимает в настоящем – и что ждет его в будущем.
На выставке в ММОМА представлено порядка 100 картин и скульптур, среди которых целый ряд ключевых и репрезентативных работ художника. Экспонируемые объекты были отобраны лично художником и включают в себя произведения, созданные с 1960-х годов до сегодняшнего дня. Уникальная экспозиция дает наиболее богатое и полное впечатление как о творчестве Люперца художника, так и о его личности.
Специально к открытию персонального проекта выпущен каталог произведений автора.
Маркус Люперц (р. 1941 г., Райхенберг) – немецкий художник и скульптор, принадлежащий к направления экспрессионизма и объединивший в своих работах фигуративную живопись и абстрацию. Окончил Художественную академию в Дюссельдорфе, после чего переехал в Берлин, где работал с такими художниками, как Георг Базелиц и Йорг Иммендорф. Произведения Маркуса Люперца находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Национальной художественной галереи в Вашингтоне, в Новой пинакотеке в Мюнхене, в Национальной галерее в Берлине, в Музее современного искусства в Париже и в других институциях.
Избранные персональные выставки:
- 2009 Бундескунстхалле (Бонн)
- 2011 Гаагский городской музей (Гаага)
- 2014 Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
- 2017 Музей Хиршхорна (Вашингтон)
- 2019 Дом Искусства (Мюнхен)
Московский музей современного искусства: ул. Петровка, 25
Даты: 09.12.2021 – 20.02.2022.