Новая Третьяковка представляет "Избранное" из истории российского дизайна
Рассказать об истории советского дизайна, значит рассказать об истории многих отмененных проектов. На одну разработку, которую воспроизводили миллионными тиражами, приходились десятки нереализованных. Выставка в Новой Третьяковке рассказывает и о тех, и о других. К примеру, модель малолитражного автомобиля ИМЗ-НАМИ-А-50 "Белка", а рядом занявший эту нишу "Запорожец".
Азат Романов, дизайнер, историк дизайна: “Владимир Арямов предложил облик и конструкцию заднемоторного небольшого компактного автомобиля с откидывающейся передней частью... К сожалению, именно непривычная конструкция заднемоторная вкупе с сложной кинематикой передней части поставили крест на этой конструкции”.
В экспозиции — свыше четырехсот предметов разных периодов и стилей, которые, по замыслу кураторов, вступают в диалог. К примеру, уникальный гарнитур, принадлежавший основателю научно-исследовательского института технической эстетики Юрию Соловьеву, и обычная мебель того периода.
Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, куратор выставки: “Это пример очень качественного, очень изящного советского арт-деко. Ну, а с другой стороны у нас выставлены предметы, которые на самом деле были в домах у обычных людей. Это такие железные кровати с панцирными сетками, у всех были одеяла, они были байковыми или... шерстяные. На основе этих шерстяных одеял и этих рисунков, паттернов, которые массово производились в советское время, современный дизайнер Мария Смирнова, Inashade компания, сделала целую коллекцию”.
Последний раздел выставки посвящен современному дизайну, и даже позволяет заглянуть в будущее. Этот набор шахмат, вдохновленный работами конструктивистов — прототип. Начало массового производства запланировано на следующий год.
Тимофей Журавлев, дизайнер: “Хотелось максимально простой, функциональной формы. Кроме того, если присмотреться сами шахматы, их форма и движение отражают то, как они движутся по полю. Например, конь зигзагообразный. Тура — у нее есть перекрестие сверху, соответственно мы понимаем, что она двигается по полю линейно”.
Кураторы признают, в рамках одной выставки рассказать об истории развития русского дизайна непросто. Диалог продолжится: состав экспонатов будет частично меняться в течение года.