Выберите регион

Смотрим на

В Москве проходит выставка "История российского дизайна"

Удивительна и уникальна история дизайна в нашей стране. Сто лет назад авангардисты проектировали такие предметы, что и сегодня под них стилизуют вещи дизайнеры мира. Но уровень развития экономики препятствовал массовой реализации этих проектов. Экономика выросла. Авангардистов сменили сотрудники конструкторских бюро, тоже не бесталанные, а реализованных проектов стало ещё меньше. Что сегодня российский дизайнер производит именно массово? Визитки и постеры.

Одним словом, на совместной выставке Московского Музея Дизайна и Третьяковской галереи не только и не столько история творчества, сколько история нереализованных мечтаний. Рождены были, чтоб сказку сделать былью, а делалось всё для того, чтобы сказочные проекты не дошли до бытования. Так, отдельные удачи — советская версия стиля ампир, автомобиль по прозвищу "горбатый запорожец", интерпретация итальянского Фиата. Всё это есть на выставке.

Рассказать об истории советского дизайна — значит рассказать об истории многих отмененных проектов. На одну разработку, которую воспроизводили миллионными тиражами, приходились десятки нереализованных. Выставка в Новой Третьяковке рассказывает и о тех, и о других. К примеру, модель малолитражного автомобиля ИМЗ-НАМИ-А-50 "Белка" — а рядом занявший эту нишу "Запорожец".

Азат Романов, дизайнер, историк дизайна: "Владимир Арямов предложил облик и конструкцию заднемоторного небольшого компактного автомобиля с откидывающейся передней частью... Все дело в волюнтаризме. Дело в том, что в Министерстве автомобильной промышленности были люди, которые были уверены, которые знают, как правильно, поэтому, простыми словами, они сказали: возьмите автомобиль "Фиат-600″ и скопируйте его".

Шкаф в духе супрематизма Николая Суетина, детские поильники ученика Татлина Алексея Сотникова. Почти все проекты авангардистов начала ХХ века не пошли в тираж — промышленность просто не была готова воплощать их задумки. Окончательно решить производственные трудности в стране советов так и не удалось. Например, уже в 80-е никто не взялся за выпуск телерадиокомплекса "СФИНКС" — предка современного "умного дома".

Ольга Дружинина, куратор выставки: "Это система, которая в себе объединяла все устройства, находящиеся в доме. Ну представьте себе: в середине 80-х годов — уже телевизоры, видеомагнитофоны, радио, просто магнитофоны... Дизайнеры именитые предложили объединить все это в единую систему — и не только для развлечения. Например, эта система могла регулировать температуру в квартире, она могла регулировать освещенность".

В экспозиции — свыше четырехсот предметов разных периодов и стилей, которые, по замыслу кураторов, вступают в диалог. К примеру, уникальный гарнитур, принадлежавший основателю научно-исследовательского института технической эстетики Юрию Соловьеву, и обычная мебель того периода.
Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, куратор выставки: "Это пример очень качественного, очень изящного советского ар-деко. Ну, а с другой стороны у нас выставлены предметы, которые на самом деле были в домах у обычных людей. Это такие железные кровати с панцирными сетками, у всех были одеяла — они были байковыми или... шерстяные. На основе этих шерстяных одеял и этих рисунков, паттернов, которые массово производились в советское время, современный дизайнер Мария Смирнова, Inashade компания сделала целую коллекцию".

Последний раздел выставки посвящен современному дизайну, и даже позволяет заглянуть в будущее. Этот набор шахмат, вдохновленный работами конструктивистов — прототип. Начало массового производства запланировано на следующий год.

Тимофей Журавлев, дизайнер: "Хотелось максимально простой, функциональной формы. Кроме того, если присмотреться сами шахматы, их форма и движение отражают то, как они движутся по полю. Например, конь зигзагообразный. Тура — у нее есть перекрестие сверху, соответственно мы понимаем, что она двигается по полю линейно".
)
Кураторы признают: в рамках одной выставки рассказать об истории развития русского дизайна непросто. Диалог продолжится: состав экспонатов будет частично меняться в течение года.

Читайте также

Видео по теме