14 марта 2022, 09:30 14 марта 2022, 10:30 14 марта 2022, 11:30 14 марта 2022, 12:30 14 марта 2022, 13:30 14 марта 2022, 14:30 14 марта 2022, 15:30 14 марта 2022, 16:30 14 марта 2022, 17:30 14 марта 2022, 18:30 14 марта 2022, 19:30

Новая выставка в храме Спаса на Крови посвящена 25-летию со дня окончания его реставрации

  • Новая выставка в храме Спаса на Крови посвящена 25-летию со дня окончания его реставрации
  • Картинка
    Новая выставка в храме Спаса на Крови посвящена 25-летию со дня окончания его реставрации
  • Новая выставка в храме Спаса на Крови посвящена 25-летию со дня окончания его реставрации
Экспозиция знакомит с работой реставраторов, которые в прошлом веке восстановили храм Спаса на Крови.

Выставка, посвященная 25-летию окончания реставрации храма Спаса на Крови, открылась в Петербурге. Жанна Скворцова продолжит.

В музее-часовне рассказывают о работе реставраторов, которые в прошлом веке восстановили храм Спаса на Крови. Вот документы 1938 года, по большому счету, приговор памятнику русского искусства.

"Тогда же его признали памятником монархическим, не представляющим никакой художественной, архитектурной ценности и нарушающим гармоничный архитектурный ансамбль центра города. Но вот чудом, наверное, ни у кого не поднялась рука поставить ту окончательную подпись", – сообщила заведующая научно-исследовательским сектором Государственного музея "Исаакиевский собор" Анна Голованова.

Но это не спасло храм от грабежей, а в 1941-м снова заговорили о сносе, и только война на время остановила кампанию уничтожения культовых зданий. В годы Великой Отечественной войны храм все еще не был ценностью для города, его никак не защищали. Там располагался морг, и собор серьезно пострадал из-за артобстрелов. В главный купол попал фугасный снаряд, который нашли спустя 20 лет, а масштабная реставрация и вовсе началась лишь в 1972 году.

Реставрировали храм едва ли не дольше, чем строили. Выставка рассказывает о том, как восстанавливали эмалевые купола, облицовку фасадов, уникальное внутреннее убранство. Трудились ведущие реставраторы страны, изобретая новые методики и возрождая секреты старых мастеров, ведь столько мозаичных панно нет ни в одном соборе России и даже Европы.

"То понятие научной реставрации, которое сейчас в общем-то принято, оно как раз и зарождалось в эти годы, вот в 80-е – конец 70-х. Приходилось шаг по шагу, методами проб и ошибок выполнять какие-то реставрационные вмешательства. Конечно, здесь, на Спасе на Крови, очень много экспериментов проводилось, с применением разных реставрационных материалов", – рассказал технический директор реставрационной компании Петр Щедрин.

Фотографии, эскизы, осколки мозаики – это еще и возможность рассмотреть мельчайшие детали и нюансы шедевра архитектуры. Например, травянисто-зеленый цвет куполов. "Там, наверху, издали он воспринимается все равно другим цветом, потому что есть еще синие цвета, желтые, белые... А они берут на себя цветовое восприятие тоже, уже цвета изменение другое. Здесь мы видим его, скажем, живьем, именно чистым живым цветом", – добавил Петр Щедрин.

Храму-памятнику уже снова нужна реставрация. Не масштабная, скорее локальная, но так и должно быть, отмечают в музее.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация