В рамках Транссибирского арт-фестиваля выступил оркестр "Персимфанс"
На Транссибирском арт-фестивале в Новосибирске выступил оркестр "Персимфанс" – единственный в стране, который работает без дирижера. Музыканты представили разнообразную программу: от классики до современности.
Симфоническая сюита "На Днепрострое" – это не только образец советской композиторской школы, но своего рода эксперимент. Наравне с оркестром здесь участвуют шумовые инструменты – банки с сухим горохом, разнокалиберные молотки. Дух стройки гремит.
"Звуковыми участниками этой эпической картины становятся утраченные на сегодняшний момент индустриально-технические объекты. И поэтому, собственно, мы можем вот эту уникальную звуковую картину реконструировать с помощью симфонического оркестра. Потому что такие машины уже больше не работают, не звучат", – отметил контрабасист, секретарь правления оркестра "Персимфанс" Григорий Кротенко.
Эта индустриально-музыкальная пьеса Юлия Мейтуса долго пылилась в архиве. Музыканты первого симфонического ансамбля "Персимфанса" ее фактически открыли заново и теперь закрывают ей концертную программу на Транссибирском арт-фестивале. В афише – пять совершенно разных произведений. "Рапсодия в стиле блюз" Гершвина соседствует с увертюрой "Ромео и Джульета" Чайковского, Второй Бранденбургский концерт Баха – с "Плачем по жертвам Хиросимы" Пендерецкого. Абсолютно разноплановые, эти номера объединены одной идеей. Все они отсылают к городам, где возникли аналогичные коллективы – оркестры без дирижера. Это Петроград, Киев, Лейпциг, Варшава и Нью Йорк.
В этом году "Персимфанс" отмечает столетие. Тот самый, первый симфонический ансамбль, был основан в 1922 году в Москве. Почти сразу прогремел на весь мир, но прекратил работу спустя всего десять лет. "Персимфанс" возродили сравнительно недавно, в 2008-м году. Сегодня это крупный коллектив – на сцене одновременно могут находиться сотни человек. Вот только дирижера среди них нет. Именно в этом главная особенность ансамбля.
"Любая работа симфонического оркестра – это коллективная работа даже при наличии очень авторитарного дирижера. И вопрос только заключается в степени его авторитарности. И вот в нашем случае эта степень просто сведена к минимуму, и у нас нет, и она как бы деперсонифицирована. То есть, у нас нет одного лидера, у нас несколько лидеров, у нас много лидеров. И они меняются", – объяснил председатель правления оркестра "Персимфанс" Пётр Айду.
Темп задают солисты или определенные группы инструментов. Лидером, в зависимости от произведения, может быть даже арфа. А круговая рассадка позволяет музыкантам всегда видеть друг друга. Этот концерт закрывает большой тур "Персимфанса" по городам России, приуроченный к столетию. Выступление в Новосибирске одновременно и первый опыт участия в Транссибирском арт-фестивале.