4 апреля 2022, 20:36

В новом выпуске "Белой студии" – Андрей Кончаловский

  • В новом выпуске "Белой студии" – Андрей Кончаловский
Смотрите 5 апреля в 21:40 на телеканале "Россия – Культура". 

В новом выпуске "Белой студии" – режиссёр, сценарист и продюсер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.

О противостоянии Востока и Запада, интеллигентах и интеллектуалах, переосмыслении картины "Андрей Рублёв", а также о новых работах – спектакле "Укрощение строптивой" в Театре им. Моссовета и грандиозном многосерийном фильме "Хроники русской революции" – он расскажет ведущей программы Дарье Златопольской.

Смотрите 5 апреля в 21:40 на телеканале "Россия – Культура".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О России и Западе

У нас совсем другая судьба. Русский человек живет под санкциями уже тысячу лет или даже больше. Эти "санкции», прежде всего, – климат и география, условия, в которых развивается наша великая культура. И они отличаются от западных радикально.

Борьба Запада с Востоком – очень древняя история. Это борьба латинского с греческим. Это борьба Ватикана с Византией. И ссора, которая произошла между католиками и православными, случилась, когда крестоносцы разорили Византию. С этого момента и начался настоящий раскол, мы стали враждебны друг другу. Бердяев сказал, что русскому легче договориться с татарином, чем с поляком. Потому что "железный занавес" – он между латинским и греческим восприятием мира.

Об интеллигентах и интеллектуалах

Понятие интеллигенции есть только в России. В Европе нет интеллигенции: есть интеллектуалы. А в России – и интеллигенты, и интеллектуалы. Струве писал, что первый интеллигент – это Радищев, а первый интеллектуал – Пушкин. Интеллигент истеричен, а интеллектуал – вдохновлён. Конечно, между ними большая разница. Интеллигенция могла возникнуть только там, где "европейское" сознание и образование пришли в среду разночинцев. А разночинцы родились из "чёрного" народа. В России большинство людей не пили французское вино, не говорили на языках и не носили париков. Для них то самое "образованное" общество становилось всё более и более чуждым, "иностранным". А интеллигенция защищала перед "белыми" "чёрных".

О творчестве

Каждый художник создаёт некий мир. И пытается понять, зачем он живёт. И, если он искренен, то никогда этого ответа не найдёт. Как говорил Эйнштейн, "моя главная задача – понять замысел Бога, остальное – детали". Но стремление понять – не значит ответить.

О добре и зле

Кто-то из индусов сказал: чтобы судить человека, нужно надеть его башмаки и пройти его дорогу. У каждого свой путь, и очень немногим удаётся понять ошибки, заблуждения, мечты другого человека. Абсолютно плохих людей не так много – и они не нормальны. Как и абсолютно хорошие. Я сам только в последние десять лет понял, что не нужно давать прямых ответов. Нужно, чтобы зритель сам сделал для себя какие-то выводы.

О постановке "Укрощение строптивой"

В этой комедии происходит соединение небес и балагана. У итальянцев балаганное искусство в крови. А вот для русского артиста, напротив, это очень сложно. Как итальянцу сложно играть Чехова, так же русскому тяжело играть чистую комедию дель арте.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация