27 апреля 2022, 15:05 27 апреля 2022, 16:05 27 апреля 2022, 17:05 27 апреля 2022, 18:05 27 апреля 2022, 19:05 27 апреля 2022, 20:05 27 апреля 2022, 21:05 27 апреля 2022, 22:05 27 апреля 2022, 23:05 28 апреля 2022, 00:05 28 апреля 2022, 01:05

Рельсы XIX века обнаружили в стене дома в Челябинске

Во время реконструкции в старинном здании в Челябинске обнаружили рельсы, произведенные в конце XIX века. На них есть клейма Демидовского и Катав-Ивановского завода князя Белосельского-Белозерского. Находками уже заинтересовались музейные сотрудники.

Исторический музей Южного Урала может пополниться новыми экспонатами — фрагментами старинных рельсов. Металлические конструкции были найдены в стене дома дореволюционной постройки.

Раритетная находка была сделана на набережной реки Миасс, в здании за домом № 88 по улице Труда. В данный момент там готовят репетиционную базу для ансамбля танца "Урал". Как раз во время проведения работ и заметили старинные рельсы.

Один из них уже находится в Историческом музее Южного Урала — его сотрудники приехали на место и распилили конструкцию на несколько частей. На них есть клейма с названием завода, месяцем и годом производства — "К.З. КН. БЕЛОСЕЛЬСКАГО XII МСЦ 1893 ГОДА".

"Это Катав-Ивановский завод, он принадлежал тогда князю Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому и с 1879 года производил рельсы. Тогда как раз в России шло активное строительство железных дорог, и 1892 году паровоз пришел в Челябинск. Что касается найденного фрагмента, может быть, это были отрезки, которые купили при строительстве дома, чтобы использовать в качестве швеллеров", — рассказал хранитель фондов Исторического музея Южного Урала Константин Дружинин.

Там же обнаружены другие рельсы, в том числе с клеймом Демидовского завода, на котором указан 1880 год. Рельс находится в стене, а часть — в оконном проеме. Фрагмент планируется отрезать. Сотрудники музея также распилили еще один рельс — узкоколейный с клеймом "Д 87 Р11".

"Буква "Д" — это обозначение производителя, Днепропетровский металлургический завод имени Ф. Э. Дзержинского. "Р11" — это обозначение типа рельсов, то есть количество килограммов на погонный метр. Подобные рельсы предназначены для производственных предприятий, шахт и крановых путей", — рассказал Константин Дружинин.

По словам Константина Дружинина, фрагменты рельсов сначала предстоит очистить от грязи и строительного мусора, затем их опишут и детально изучат, в том числе точнее датируют и сравнят с аналогами. После представят на заседании экспертной фондовой закупочной комиссии, которая и решит вопрос о принятии рельсов в состав фондов музея. Затем предметы могут отправить на реставрацию.

К слову, в постоянной экспозиции Исторического музея уже представлены несколько отрезков рельсов — в зале XX века в разделе про железную дорогу можно увидеть три фрагмента, в том числе два — Катав-Ивановского завода Белосельского-Белозерского и один — Демидовского.

Тем временем специалист уточнил, что о самом доме, где были сделаны находки, информации мало. Предположительно, он был одноэтажным. Построили здание до революции, о чем как раз могут сказать рельсы с датами и найденные кирпичи с клеймами. Позднее его надстроили. О том, что именно там располагалось, достоверной информации нет. Возможно, это был флигель. Известно, что до Великой Отечественной войны там находился Дом добровольных обществ.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация