Выставку к 350-летию со дня рождения Петра Первого открыли в Омске
Выставку к 350-летию со дня рождения Петра Первого открыли в Омском музее изобразительных искусств. В экспозиции "Тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля…" – более 120 предметов. Большинство из них представлено впервые. Подробнее – Динара Шамец.
Портрет Петра, вышитый крестиком. В середине XIX века неизвестная мастерица создала его по мотивам популярной тогда картины Карла Штейбена "Петр I во время бури на Ладожском озере спасает утопающих". В 30-е годы прошлого века работа поступила в Омский музей. Во время реставрации специалисты обнаружили, что лица и руки персонажей лишь проработаны краской, а не вышиты. Необычен и образ самого Петра: царь здесь – блондин.
"Вышивка была изначально очень сочная, вышита яркими нитями. Но со временем нити выцвели, как вы видели, картина стала такая блеклая, пастельная. И для того, чтобы отреставрировать ее с лицевой стороны, мне пришлось искать нитки тоже пастельных тонов, как будто бы они уже подвыцвели", – отметила реставратор по текстилю Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Елена Галенбикова.
Картину Штейнбена, по которой выполнена омская вышивка, приобрел Наполеон I. Позже её воспроизвели в гобеленовом ковре на королевской мануфактуре, которую дважды за время своего визита во Францию посетил Петр I. Русского царя тогда принимал директор фабрики Робер де Котт. Именно он был придворным архитектором и выполнял заказы Людовика XIV. Миниатюрный портрет этого французского монарха на кости в роговой оправе представлен публике впервые. А это горельеф итальянского мастера Андреа Фантони. Инициалы AF помогли атрибутировать неизвестную работу этого художника. Как утверждают специалисты, единственную в России.
"Андреа Фантони – это представитель ломбардской династии резчиков, который несколько веков они работали. У них периодически рождался очень талантливый человек, который задавал, скажем так, стандарты, стилистику, какие-то композиционные ходы на поколения вперед. Последний гений этой семьи – это Андреа Фантони", – заявил сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Евгений Груздов.
Искусствовед Евгений Груздов в переписке с сотрудниками итальянского музея семьи Фантони выяснил, что горельеф называется "Великодушие Александра Македонского". Именно с этим античным полководцем современники сравнивали Петра I. О землях Ингерманландии, которые были отвоеваны у шведов в начале Северной войны, напоминает эта модель пушечного корабля. Корабельная тема на выставке не случайна. Судьбу Омска царь Пётр предрешил в водах Балтики.
"Омск возник благодаря решению Петра Алексеевича о снаряжении экспедиции Ивана Дмитриевича Бухгольца на восток в поисках золота. Для того, чтобы обеспечить ресурсами необходимыми для ведения войны и для преобразования страны. И Указ об этой экспедиции был подписан Петром 22 мая 1714 года на корабле "Святая Наталья" в водах Балтийского моря. И именно поэтому мы иногда говорим о том, что Омск – это в какой-то степени морской город", – рассказала куратор выставки, директор Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Фарида Буреева.
Отряд Бухгольца в поисках "песошного золота" до конечной цели похода – города Яркенда – не дошел. Под натиском джунгар он отступил к устью Оми, где и заложил крепость в 1716 году. Так Омск вошел в историю как петровский город.
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.