Никита Чернорицкий. Край
Проект "Край" стал продолжением выставки Никиты Чернорицкого "Метод. Грани" (2018) и следующим шагом в работе с восприятием пространства. Живописные работы художника выполнены на глухом черном фоне, а все изображенные предметы резко выступают из него яркими локальными цветовыми пятнами, словно выхваченные направленным лучом света. В этих работах можно заметить черты, близкие кинематографическому искусству, гиперреализму и ассоциации с техникой контрастной испанской живописи XVII-XVIII столетий. При этом все изображенные художником фигуры обезличены, лишены индивидуальности – идентифицировать их можно по очертаниям, сами же объекты скрыты за изображенными драпировками ткани и глянцевой материи. Здесь, наконец, раскрывается тема пограничного состояния – как знакомые объекты меняют в глазах зрителя свою идентичность на черном фоне, ассоциирующимся с "краем", вбирающим в себя все сущее, находящимся вне времени и места и являющимся по своей сути пустотой. Серия монохромных деревьев еще ярче отражает метафору перехода в другое состояние, а сюжеты работ балансируют между небытием и постоянным присутствием. Бледные, лишенные жизни стволы деревьев, замершие во тьме, вопреки всему продолжают жить. Тему продолжает и серия видеоработ, в которых персонажи, вновь действующие на черном фоне, облачаются в маски, скрывая собственную идентичность. Статичность кадров и отсутствие контекста заставляют зрителя усомниться в реальности существования объектов, подчеркивает безжизненность героев видео.
Никита Чернорицкий специально отказывается от названий для своих работ, указывая на отсутствие авторской интерпретации. В его произведениях каждый находит собственный смысл, опираясь лишь на персональный опыт, личный ассоциативный ряд и психоэмоциональное состояние. При этом именно зритель "вытягивает" изображенные объекты из небытия, оживляет их, нарушая покой господствующей тьмы. Находясь на границе мира реального и метафизического, пространство и образы Никиты Чернорицкого оседают в самых глубинах подсознания, в которые художник погружается изо дня в день в поисках смыслов и самого себя.
Кураторы: Полина Могилина, Дарья Камышникова.
Даты: 1 июля – 21 августа.
Место: Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25, 1 этаж.