3 августа 2022, 13:32 3 августа 2022, 14:32 3 августа 2022, 15:32 3 августа 2022, 16:32 3 августа 2022, 17:32 3 августа 2022, 18:32 3 августа 2022, 19:32 3 августа 2022, 20:32 3 августа 2022, 21:32 3 августа 2022, 22:32 3 августа 2022, 23:32

5 августа 2022: Владимир Усачевский – с Жан-Полем Сартром и Орсоном Уэллсом, но не "с закрытыми дверями"

"Музыка автономных областей" подводит итоги года: эту неделю мы посвящаем тому прошлому новой музыки, что привлекло наше внимание в 2020 году: симфоджаз Чучо Вальдеса, новая (что бы там ни говорили) импровизационная музыка Кита Джеррета и, наконец, сегодня – технотронная музыка Владимира Усачевского.

Владимир Усачевский (1911 – 1990) – как вы понимаете русский. Родился в Маньчжурии, вырос в Китае. Я даже спрашивал у братьев Лундстрем, знали ли они семью Усачевских? Олег и Игорь Лундстрем были ненамного младше, тоже выросли в Китае, тоже при КВЖД, тоже, в конце концов, стали музыкантами и тоже уехали из Китая, только на 15 лет позже. Но они не помнили.

Впрочем, Усачевский уезжал из Китая уже довольно известным академическим пианистом (в 1930 году). В Калифорнии окончил колледж, университет – в Рочестере, штат Нью-Йорк. Музыка его была довольно традиционной. Во время Второй мировой войны композитор Усачевский с его знанием русского и китайского языков очень пригодился в американской армии и мог бы сделать военную карьеру. Но предпочел академическую должность профессора в престижном Колумбийском университете в Нью-Йорке, где со временем для него и его соратника Отто Люнинга (Otto Luening) был даже учрежден Пинстон-центр электронной музыки, хотя первые свои опыты с магнитофонами Усачевский и Люнинг называли tape music – тогда, как Пьер Шеффер и Пьер Анри во Франции – конкретной музыкой.

В отличие от французов, в Принстоне больше экспериментировали со звуками музыкальных инструментов, чем с шумами. И в Америке первыми начали использовать магнитофон в роли солирующего музыкального инструмента: так появились "Рапсодические вариации для магнитофона с симфоническим оркестром" Усачевского – тоже вполне традиционное по большинству параметров сочинение, которое ненавязчиво вводит слушателя в мир современной технотронной музыки. В Принстон-центре кроме магнитофонов экспериментировали с первым синтезаторами звука Марк I и II фирмы RCA.

Между прочим в конце 1980-х шла речь о том, что Усачевский к нам приедет. Но увы, в начале 1990 его не стало. Зато тогда же с большой командой американских электронщиков приезжала его вдова Ленни Спенсер. Она привезла в дар нашему Союзу композиторов кое-какую аппаратуру своего мужа, в частности, дорогой студийный синтезатор Kurzweil.

Владимир Усачевский, собственно, в Принстоне в 1960-е создал музыку к двум фильмам. Мы послушаем саундтрек к экранизации пьесы Жана-Поля Сартра "За закрытыми дверями" или "Нет выхода". Одним из режиссеров был классик американского арт-хаусного кино Орсон Уэллс, вторым – эмигрант из Польши, поляк Тэд Данелевски. По сюжету один мужчина и две женщины оказываются втроем в одной комнате отеля, но потом выясняется, что этот отель – как бы "Ад". В прошлой жизни все они ошиблись c выбором и за это несут наказание – несвободой. Технотронная музыка Владимира Усачевского была к этому сюжету более, чем подходящей.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация