8 августа 2022, 09:20 8 августа 2022, 10:20 8 августа 2022, 11:20 8 августа 2022, 12:20 8 августа 2022, 13:20 8 августа 2022, 14:20 8 августа 2022, 15:20 8 августа 2022, 16:20 8 августа 2022, 17:20 8 августа 2022, 18:20 8 августа 2022, 19:20

Музей имени Рублёва представил новое хранение открытого типа – лапидарий

  • Музей имени Рублёва представил новое хранение открытого типа – лапидарий
  • Картинка
    Пресс-показ новой выставки "Архитектурные детали и надгробия конца XIV – XVIII веков"
  • Музей имени Рублёва представил новое хранение открытого типа – лапидарий
В нем разместили надгробия и саркофаги, свезенные сюда в советские годы из несохранившихся некрополей Москвы.

Музей имени Рублёва представил новое хранение открытого типа – лапидарий. Это экспозиция памятников из белого камня, среди которых – фрагменты Спасского собора. С подробностями – Антон Николаев.

До революции значительная часть территории Спасо-Андроникова монастыря представляла собой кладбище. Помимо монахов, здесь были похоронены герои Куликовской битвы, Отечественной войны 1812 года, представители знаменитых дворянских родов. До наших дней дошла лишь небольшая часть надгробий монастырского некрополя. До сих пор они хранились в закрытых фондах. Теперь на территории музея имени Андрея Рублёва открыт лапидарий, в котором разместили надгробия и саркофаги, свезенные сюда в советские годы из несохранившихся некрополей Москвы.

"Перед нами находятся три саркофага, которые служили надгробиями для представителей семьи Шаховских. В центре располагается надгробие отца семейства, Никиты Андреевича Шаховского, по бокам – саркофаги его детей. В семье была трагедия: дети скончались в один год, в 1743 году, Прасковья и Иван Шаховские", – сообщила научный сотрудник отдела хранения Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Светлана Гаркуша.

Надгробия из белого камня, рассказывает хранитель коллекции, были дорогостоящим видом памятника, позволить его себе могли немногие, поэтому первоначально на плитах могло вообще не быть никаких надписей, даже имени погребенного. Но со временем надписи стали занимать все больше места, пока не превратились в основной элемент декора.

"Как правило, эпитафия идет от оставшихся в живых людей с просьбой к Господу об усопшем, об упокоении его души. Однако надгробие, которое мы с вами увидим, содержит надпись от первого лица. Обращается почившая к Творцу: "Тем, которые мне в жизни моей милее жизни самой были, продли дни живота их и скорбь их о мне утеши Твоим благословением", – пояснила Светлана Гаркуша.

По словам доктора исторических наук Леонида Беляева, эти белокаменные надгробия – важнейший источник, на основании которого ученые судят о материальной и духовной сторонах жизни в Древней Руси.

"Археологи в последнее время начали работать над тем, чтобы на археологическом материале понять: ранние москвичи, наши прямые предки, чем-то отличались от остального мира? И вот здесь как раз букет вещей, который нет в других местах. Нигде больше в Европе, ни в Восточной, ни в Западной, ни на Кавказе, ни в Средней Азии – нигде, одним словом, нет таких белокаменных надгробий, как мы видим перед собой", – отметил заведующий отделом археологии Московской Руси института археологии РАН Леонид Беляев.

Вторая часть новой экспозиции музея имени Андрея Рублёва посвящена белокаменному убранству Спасского собора Андроникова монастыря. Эти элементы архитектурного декора были переданы в музей, когда шла реставрация собора. Вместо этих поврежденных деталей были установлены новые. Спасский собор считается древнейшим храмом Москвы, он был построен в 1420-е годы.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация