11 августа 2022, 12:34 11 августа 2022, 13:34 11 августа 2022, 14:34 11 августа 2022, 15:34 11 августа 2022, 16:34 11 августа 2022, 17:34 11 августа 2022, 18:34 11 августа 2022, 19:34 11 августа 2022, 20:34 11 августа 2022, 21:34 11 августа 2022, 22:34

12 августа 2022: Дон Черри: Dissolution. Но не распад или ликвидация, а начало нового

Несколько неожиданное переиздание: 3 июля 2021 года аудиофильский итальянский лейбл Black Sweat Records (знаменитый тем, что извлекает из забвения то, что, казалось, уже мало кого заинтересует – скажем, песни Идена Эйбеза (Eden Ahbez) в его собственном исполнении или итальянских же электронных экспериментаторов Futuro Antico) объявил, что выпускает сразу в аналоговом и цифровом виде альбом Дона Черри Om Shanti Om (1976).

В начале 1960-х Дон Черри со своей карманной трубой был чуть ли не центром внимания исторического квартета Орнетта Коулмэна – первооткрывателей свободного джаза. Но в 1965 Черри практически переехал в Европу, собрал ансамбль авангардистов-единомышленников и выступил на нескольких фестивалях. Достаточно сказать, что у него в коллективе были немецкий вибрафонист (и впоследствии выдающийся педагог) Карл Бергер и молодой аргентинский саксофонист Гато Барбьери – в 1970-е ставший суперзвездой благодаря "Последнему танго в Париже" и благополучно забывший о "буре и натиске" своей юности. Выступал ансамбль Черри и на знаменитом II фестивале джаза в Праге. Выглядел он необычайно экстравагантно, в брюках гольф и феске – как будто из какого-нибудь фильма про Эркюля Пуаро. Ну и играл фри-джаз под названием Complete Communion ("Полное причастие", точнее "причастность", "слияние"). И делегации советских композиторов/музыковедов, которая ездила туда в Прагу поддерживать наш квартет Гараняна-Громина, потом ничего не оставалось, как на страницах "Музыкальной жизни" разгромить эту "случайную сборную команду авангардистов". (К этим ненавистным "авангардистам" относился тогда и не кто иной, как Кшиштоф Пендерецкий. В 1971 году он написал для Черри-солиста и его ансамбля, расширенного до "Фри-джазового оркестра" единственное свое джазовое сочинение Actions)

А, между тем, уже в Праге Черри на вопрос о том, кто его кумир, отвечал – Рави Шанкар и, действительно всерьез занялся тем, чего требовала советская музыкальная идеология – изучением "корней" – народной и классической восточной музыки. К этому периоду относится и альбом Om Shanti Om – фактически открытие этнического джаза как составной части новой мировой музыки, показательно, что последний (и самый "конструктивный") трек альбома – Dissolution (растворение, роспуск, распад)

В "тусовке", записавшей этот альбом на Итальянском телевидении RAI, принимала участие и жена Черри – Моки и их дети (в том числе и будущая поп-звезда певица Нене Черри), итальянский флейтист-гитарист Джанпьеро Прамаджоре и бразилец Нана Васконселос.

Надо сказать, что Дон Черри не порывал связей и с джазовыми новаторами – записал с Джоном Колтрейном знаменитый альбом, который так и назвали "Авангард". И, вообще, успел посотрудничать со всеми знаменитыми саксофонистам той эпохи. В том числе и неоднократно с Орнеттом Коулмэном. И уже в 1980-е вернулся к импровизационному джазу с проектом "Арт Деко" и главное – к более организованной форме новой мировой музыки – если хотите этно-джазу – в знаменитом трио Codona "Кодона" Колин (Уолкотт) – Дон (Черри) и Нана (Васконселос).

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация