18 августа 2022, 18:51 18 августа 2022, 19:51 18 августа 2022, 20:51 18 августа 2022, 21:51 18 августа 2022, 22:51 18 августа 2022, 23:51 19 августа 2022, 00:51 19 августа 2022, 01:51 19 августа 2022, 02:51 19 августа 2022, 03:51 19 августа 2022, 04:51

Выставка "КиноКоломенское" рассказывает о необычных фактах истории

  • Выставка "КиноКоломенское" рассказывает о необычных фактах истории
  • Картинка
    Выставка "КиноКоломенское" рассказывает о необычных фактах истории
  • Выставка "КиноКоломенское" рассказывает о необычных фактах истории
Экспозиция рассказывает о том, как летняя резиденция Алексея Михайловича стала декорацией исторических кинокартин.

На стыке реальности и легенды – выставка "КиноКоломенское" рассказывает, как летняя резиденция Алексея Михайловича стала декорацией исторических кинокартин. Среди первых отечественных режиссёров, снимавших в Коломенском, Юрий ТАрич – автор фильма "Крылья холопа". Подробности у Станислава Анисимова.

"Крылья Холопа" – это фильм о крепостном Никишке, который смастерил летательный аппарат в виде Крыльев. Царь Иван Грозный, узнавший об изобретении решил повеселить иностранных гостей и заставил Никишку показать его изобретение в действии. Немая ленты была снята в 1926 году режиссером Юрием Таричем. Согласно документам съемка сцены полета главного героя проводилась в "Коломенском". Главные объекты, интересовавшие режиссера, – это церковь Вознесения, построенная в 1532 году и колокольня Церкви Георгия победоносца.

"Он летел с колокольни Святого Георгия, забрался над звоном, над верхней вот этой аркой и летел мимо церкви вознесения", – отметил куратор выставки "Киноколоменское" Елена Шалавина.

Церковь Вознесения – одна из первых шатровых церквей на Руси. Она идеально подошла для съемок ленты. Ведь согласно летописи, холоп Никита, сын Трофимов слетел и весьма успешно с Распятской колокольни, на территории успенского монастыря в Александровской слободе.

Вот она – на картине Александра Дейнеки. Художник написал ее для оформления книги, детально изобразив летательный аппарат. Он значительно отличается от той конструкции, которую мы видим в фильме. Подтвержденных сведений о том, что Дейнека видел "Крылья Холопа" нет, его картина – своеобразная интерпретация сюжета, поданная вполне кинематографическим языком.

"Такие техники, когда соединяются несколько акцентов, восприняты им от фотографии и от киномонтажа, которые, конечно, ему были знакомы. Потому что вокруг него происходили все эти эксперименты. нужно понимать, что двадцатые годы – это период экспериментов Родченко, да его ракурсов фотографий. Это знаменитый аппарат Татлина, он называется Летатлин. И вот эти связи, я думаю они прослеживаются в этой работе. Хотя она и относится к более поздней работе это уже 40-й год, когда он ее создает", – заявила искусствовед Мария Мороз.

Впрочем Иван Грозный, полет Никишки не оценил и крылья разломал, хотя запечатленные гости и просили им продать это впечатляющее изобретение. А что же стало с первым русским Икаром? Его история теряется, она обросла легендами и стала частью популярной культуры.

И все же – это черный юмор Гайдая, с поправкой на факты: так, Иван четвертый казнил попавшего в опалу стрелецкого командира Никиту Голохвастова, а не Никишку-летуна.

В общем, если царь Грозный – ничего хорошего не жди: это ясно и из сценария 1926 года. Критики оценили новый образ царя: неоднозначный и впечатляющий. Его дорабатывал сценарист Виктор Шкловский по просьбе исполнителя главной роли актера Леонида Леонидова, который сказал " я не могу рычать на экране. Покажите что я делаю чем заинтересован".

"Иван Грозный здесь не только деспот, но в первую очередь хитрый купец, "безжалостный и самовластный до озверения" как писал о нем один из кинокритиков", – заявил научный сотрудник Госфильмофонда Сергей Огудов.

Сегодня историки кино склонны предполагать: фильм Юрия Тарича повлиял и на двухсерийный фильм Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли. Уж слишком похожими кажутся кульминационные эпизоды обеих лент – пир опричников. Возможно дело в монтажере фильма "Крылья Холопа" Эсфири Шуб.

"В то время, когда она монтировала этот фильм, ей Эйзенштейн предлагал работать над Стачкой. И в принципе, Эсфирь Шуб говорила что она многое взяла у Виктора Шкловского", – отметил историк кино, редактор видео и подкастов "Кинопоиска" Даулет Жанайдаров.

Фильм "Крылья холопа" стал сам по себе таким же артефактом истории, как и легенда о Никишке – первом крепостном летуне.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация