22 сентября 2022, 16:00 22 сентября 2022, 17:00 22 сентября 2022, 18:00 22 сентября 2022, 19:00 22 сентября 2022, 20:00 22 сентября 2022, 21:00 22 сентября 2022, 22:00 22 сентября 2022, 23:00 23 сентября 2022, 00:00 23 сентября 2022, 01:00 23 сентября 2022, 02:00

Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин

  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
  • Мастер из Суздаля возрождает забытое искусство резных икон и картин
Продолжаем рубрику "Интересные люди Владимира: герои среди нас!" 27-летний Алексей Осетров из Суздаля уверен, что традиция изготовления резных икон, пришедшая на Русь вместе с православием, была незаслуженно забыта.

В давние времена русские мастера изготавливали именные образа, кресты, складни и нательные образки. Использовали привычные и податливые для резца породы – липу и сосну, иногда березу, ольху или осину. Для особых случаев применяли редкий привозной материал: кипарис, можжевельник, тис, грушу. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали золотом — серебром, тонировали природными пигментами.

В современное время, когда высокоточная печать изображений «закрыла» собой многие виды искусства, резные 3D-иконы из дерева – это действительно находка.

Почему данное искусство стало вновь востребовано у жителей нашего региона? И как в современное время мастера создают подобные объёмные изображения, лики святых или просто 3D-картины? Об этом Алексей Осетров порассуждал в своём интервью для ГТРК «Владимир».

Об этапах создания объемных картин из дерева

- Алексей, как давно вы занимаетесь резьбой по дереву? И почему решили возродить это забытое искусство?

- Резьбой по дереву я занимаюсь около пяти лет. Учился в ВлГУ на технической специальности, связанной с автоматизацией производственных процессов. В университетские года проходил практику и работал на производстве с современным металлообрабатывающим оборудованием. Тогда пришла мысль приобрести свой специальный станок. Интересно было освоить технологию обработки материалов современными средствами и научиться создавать собственные изделия. Начал с освоения небольшого настольного станка с программным управлением, экспериментировал с механической обработкой древесины, металла, пластика. Впоследствии остановился на дереве и стал заниматься именно деревообработкой. Этот материал вызвал у меня наибольший интерес, особенно ценные породы дерева. Считаю, данное направление перспективным и востребованным. Россия богата древесиной. Её необходимо использовать в искусстве.

Это интересно!
Алексей Осетров создал два любопытных макета из дерева: собор Рождества Богородицы и Успенскую церковь Суздальского кремля. В дальнейшем планирует сделать модели и других храмов Владимирского региона.

- Расскажите про процесс создания 3D икон и 3D картин, как это происходит?

- Признаюсь, процесс технологически сложный. Как и везде, все начинается с идеи, с мысли. Допустим, задача – изготовить резную объемную икону или наличник из определенного материала и конкретного цвета. Это начальный и самый ответственный этап, поскольку от него зависит цепочка всего технологического процесса. Во вторую очередь происходит изготовление векторного эскиза или трехмерной графики того или иного изделия, выполненные в системах компьютерного проектирования. После того как проект (например, 3D-модель иконы) будет полностью готов, начинается воплощение в дереве с помощью высокоточного современного оборудования. Это заключительный третий этап, который включает в себя: подготовку материала (древесину нужных размеров); преобразование 3D-модели в программу для ЧПУ станка, то есть создание инструкций для управляющих станком; подготовка (наладка) оборудования; выполнение операции обработки. В самом конце необходимо доработать картину вручную, провести шлифовку, тонирование, покраску или обработку маслами, полировку, золочение. Стараюсь использовать в своих изделиях только натуральные экологичные материалы, чтобы подчеркнуть красоту самого дерева.

Об искренности в лике святых

- Как нам кажется, сложно создать фигуры и лица святых, чтобы человек прочувствовал эмоцию, поверил в изображение. У вас получается, вопрос – как?

- Фигуры и лица на иконах создают 3D-модельеры, одним из которых является мастер Игорь Офицеров. Мы с ним работаем вместе, иногда. Это очень сложный художественный процесс, требующий знания православной иконографии. А сам я моделирую здания, домовую резьбу, киоты и др. С опытом приобретаешь всё больше знаний в этом направлении.

- Тут же вопрос про традиции: раньше у всех в избах был угол, где стояли иконы святых. Сегодня подобное встретишь редко. Как считаете, стоит ли возрождать то, что было в советское время утрачено?

- Наши предки с особым почитанием относились к "красному углу", как к домашнему иконостасу. И их жизнь без икон была немыслима. Если дом считался символом православного храма, то "красный угол" рассматривался, как аналог алтаря. Поэтому иконы в жилище должны быть. И, кстати, не важно, будут они резными или обычными, на бумаге или написанными на доске. Икона – лучший оберег для дома и семьи. Это та самая нить, связывающая человека и Бога. Стоит ли возрождать забытые традиции? Считаю, что каждый принимает решение сам, так же как – верить ему в Бога или нет. Забыто это не везде и не у всех, я довольно часто встречаю дома и квартиры с "красным углом".

- Кстати, а как вы выбираете дерево для своих работ? Видели в описании, что используете бук…

- Выбор дерева зависит от вида и назначения требуемого изделия. Для домовой резьбы обычно используется елка или сосна, иногда лиственница и береза. Иконы и панно чаще всего изготавливаются из массива бука или дуба. Иногда используются комбинированный вариант пород дерева, например, склейка из бука, дуба и ясеня. На самом деле изделие может быть изготовлено почти из любой ценной породы. Встречались у меня в работе иконы из ореха, мореного дуба и даже розового дерева.

Это интересно!
Алексей Осетров создает не только иконы, картины или модели храмов. Мастер, например, придумал деревянные пасхальные подносы, вдохновившись похожими работами в сети Интернет. Правда, встречались ему только пластиковые или керамические варианты. Алексей создал пасхальный поднос разных диаметров – из бука.

К сожалению, сегодня немногие знают, что войны и революции начала XX века сделали церковную резьбу по дереву недоступной роскошью. Что уж говорить о последующих десятилетиях правления тех, кто не верил в Бога. Рельефная икона в это непростое время практически исчезла. Однако, несмотря ни на что, данный вид искусства переживает новый расцвет.

Алексей Осетров признается, его дело – трудоемкое, требующее серьезных знаний в области истории, искусства и религии, художественных навыков. Практически исчезли мастера, способные изготовить качественный инструмент, необходимый резчику, а также передать собственный наработанный опыт.

В настоящее время немногие знают и о том, что рельефная икона для слабовидящих и слепых верующих – едва ли не единственная возможность узнать о том – что такое православный образ. А еще специалисты отмечают – к объёмным изображениям из природного материала и картинам из дерева особенно восприимчивы дети. Они тянутся к ним, всегда стараются из потрогать. Возможно, люди с ограниченными возможностями и дети инстинктивно острее ощущают традиции и истинное искусство, возрождающееся из того, что было создано давным-давно еще нашими предками-славянами.

Автор текста: Светлана Куганова, ГТРК «Владимир»
Фото из личного архива Алексея Осетрова

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация