4 октября 2022, 18:50 4 октября 2022, 19:50 4 октября 2022, 20:50 4 октября 2022, 21:50 4 октября 2022, 22:50 4 октября 2022, 23:50 5 октября 2022, 00:50 5 октября 2022, 01:50 5 октября 2022, 02:50 5 октября 2022, 03:50 5 октября 2022, 04:50

Музей имени Щусева подготовил выставку о жизни и творчестве Константина Мельникова

  • Музей имени Щусева подготовил выставку о жизни и творчестве Константина Мельникова
  • Картинка
    Музей имени Щусева подготовил выставку о жизни и творчестве Константина Мельникова
  • Музей имени Щусева подготовил выставку о жизни и творчестве Константина Мельникова
Мельников – авангардист, который нарушил все архитектурные нормы ХХ века.

Музей имени Щусева открывает выставку, посвященную Константину Мельникову. Его называют архитектурным волшебником. Предлагая простые и одновременно гениальные решения, он создавал чудо. О реализованных и неосуществленных проектах мастера – Алия Шарифуллина.

"Щупальца в прекрасный бор" – это про дворец культуры дулёвского фарфорового завода. Константин Мельников своим проектам любил давать поэтичные названия. Не столь поэтично отзывались его современники: "Мельников творит гипертрофированных уродов, перед которыми бледнеют фантазии Босха, а он сам – эквилибрист и пародоксоман".

Мельников – человек из будущего, авангардист, который нарушил все архитектурные нормы ХХ века, конечно, многих раздражал. Он позволил себе смелость фантазировать в стране, где воображать было запрещено.

"Он никогда не применял каких-либо решений просто так, для красоты, что называется, для эффектности. Эффектность не про Мельникова, эффективность – про Мельникова. Второе слово, которое я бы употребила, это остроумие. Мельников – остроумный архитектор. Его архитектура всегда говорящая. И третье – традиционность. Для того, чтобы быть настоящим авангардистом, надо очень хорошо знать классическую культуру. Вот это сочетание традиционализма, рационализма и остроумия выводит Мельникова в совершенно иной ряд", – говорит директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва.

Кто вы, Константин Мельников? Визионер, на десятилетия опередивший свое время? Экспериментатор, ни один из клубов которого не был реализован так, как задумывал автор? Гений, с гордостью написавший на фасаде своего дома собственное имя и профессию? Через идеи архитектора на этой выставке раскрывается человек. И в таком объеме Мельникова еще не видели. Несмотря на обилие книг и публикаций, его имя до сих пор окружено мифами и легендами. И здесь их будут разрушать. А еще показывать то, что никто не видел. Например, по единственной сохранившейся фотографии удалось реконструировать персональную экспозицию Мельникова на V Триеннале в Милане в 33-м году.

Увидеть здесь можно и проекты, которые так и остались на бумаге. Их в Музее Щусева воплотили в макетах. Гараж через реку Сена, здание с вращающимися этажами для издательства "Ленинградская правда", 200-метровый памятник-маяк Христофору Колумбу.

"Помимо того, что это вроде как памятник, и внутри должна была быть урна с прахом Колумба, что-то вроде алтаря и частично музея, это все должно было двигаться от силы воздуха и морской стихии. То есть это по сути кинетическая архитектура", – пояснила куратор выставки Анна Кистанова.

И снова слишком смелый проект для своего времени. Как и этот саркофаг для Ленина. Мельников принимал участие в специальном конкурсе. Предложил пять вариантов, но жюри из них выбрало самый простой – чтобы "стеклянный колпак" не отвлекал внимание от главного. А это воссозданная модель первоначального замысла архитектора.

"Он это сравнивал с образом кристалла. Он действительно преломляет свет и изображение вокруг. Проект, к сожалению, тогда было очень трудно осуществить – склеить это стекло, выставить свет драматический, театральный. Поэтому выбрали усеченную пирамиду", – рассказала Анна Кистанова.

Мельников размышлял не только о сне вечном. Работая над курортом-утопией "Зеленый город", он вывел формулу идеального сна и заложил ее в проект "СОНная СОНата". "Лаборатория сна" предусматривала правильный наклон пола в палатах, звуки моря или шороха листьев, качающиеся кровати и чесание пяток.

Экспериментальную спальню Мельников даже построил в своем доме в Кривоарбатском переулке. В профессиональном сообществе уже начали обсуждать строительство подобных центров по всей стране, но в 31-м году проект закрыли из-за начавшихся гонений на авангард. Спустя еще шесть лет Мельникова – "трюкача", "фокусника" и "формалиста" – фактически отстранят от профессии. И пока за рубежом гремит его слава – в Лос-Анджелесе даже хотели заказать дизайн мужских галстуков "от Мельникова", – в своей стране, не имеющий возможности творить, он переключается с архитектуры на живопись. И эта грань Мельникова в таком объеме тоже является впервые.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация