Первую кинематографическую работу Леонида Гайдая показали во ВГИКе
В честь 100-летия со дня рождения Леонида Гайдая оцифрованную копию его студенческой работы – картины "Душеньки-подруженьки" – представили во Всероссийском государственном институте кинематографии. О ленте, где уже видны первые черты гайдаевского режиссерского стиля, – Станислав Анисимов.
Фильм "Душеньки-подруженьки" был снят в 1954 году тремя режиссерами, одним из которых был Леонид Гайдай, студент мастерской Григория Александрова. На сегодняшний день – это самая ранняя из известных работ режиссера. "Это был уже не первый год его учебы, но это и не диплом, а курсовая работа. Дипломом этот фильм стал для актеров, тоже вгиковцев. И стал дипломом для операторов, среди которых был знаменитый Вадим Юсов", – рассказал киновед Сергей Каптерев.
В основе ленты – история молодого стахановца, назначенного бригадиром в женский коллектив. Начало картины стилизовано под кинопробы. Одну из ролей исполнила жена Гайдая Нина Гребешкова. "Сделано оно было по спектаклю, который назывался не "Душеньки-подруженьки", а "Девицы-красавицы". Это была очень известная, игранная в разных театрах пьеса драматурга, и он не только драматург, Алексея Симукова", – пояснил Сергей Каптерев.
Специалисты утверждают, что уже в этой ранней работе четко проявился почерк Гайдая: ирония, внимательное отношение к композиции кадра и монтажу. Фильм разбит на небольшие новеллы, каждая из которых стала законченным эпизодом. "Явно совершенно, что александровский стиль 50-х годов – то ли он опробовал его в этом фильме, то ли у него уже была концепция. То есть там есть что-то александровское", – заметил Сергей Каптерев.
Фильм "Душеньки-подруженьки" до оцифровки хранился в Госфильмофонде и дошел до наших дней в отличном состоянии, не требующем реставрации.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия – Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.