2 февраля 2023, 15:11 2 февраля 2023, 16:11 2 февраля 2023, 17:11 2 февраля 2023, 18:11 2 февраля 2023, 19:11 2 февраля 2023, 20:11 2 февраля 2023, 21:11 2 февраля 2023, 22:11 2 февраля 2023, 23:11 3 февраля 2023, 00:11 3 февраля 2023, 01:11

Кумыкский театр имени Салаватова представил владикавказскому зрителю “Кровавую свадьбу”

  • Кумыкский театр имени Салаватова представил владикавказскому зрителю “Кровавую свадьбу”
  • Картинка
    Кумыкский театр имени Салаватова представил владикавказскому зрителю "Кровавую свадьбу"
  • Кумыкский театр имени Салаватова представил владикавказскому зрителю “Кровавую свадьбу”
Над постановкой работала творческая группа во главе с режиссёром Гиви Валиевым.

Во Владикавказе прошли гастроли Кумыкского театра имени Салаватова. На сцене Северо-Осетинского государственного академического театра гости из Дагестана показали спектакль "Кровавая свадьба" по пьесе испанского драматурга Федерико Гарсия Лорки. Над спектаклем работала творческая группа из Северной Осетии во главе с режиссёром Гиви Валиевым. Кстати, это пьеса особенно им любима, ведь спектакль "Кровавая свадьба" был когда-то режиссёрским дебютом.

Драматическая поэма – так можно обозначить жанр. Постановка Гиви Валиева. В картине что-то мистическое. Она носит явный отпечаток Андалузии с ее цыганской мифологией. Собственные имена отсутствуют. А это и не нужно. Зато есть Мать, Жених, Невеста, Соседка, Служанка. И только к одному персонажу обращаются персонально – Леонардо. С него все началось, на нем этот порочный круг должен и замкнуться.

История стара как мир. В день свадьбы невеста сбежала со своим прежним возлюбленным Леонардо. Жених бросился в погоню. Соперники убили друг друга.

Трагедию "Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорка создал в период своего расцвета как писателя. Интересно, что историю, которая легла в основу сюжета, он сам прочел в одной из испанских газет того времени. Работал над поэмой четыре года. В процессе несколько изменил детали.

Например, в реальной истории орудием убийства был пистолет, но в своей Лорка предпочел нож. Холодное оружие болнн характерно для его произведений. Вот и в самом начале сразу возникает тема ножа: сын просит мать принести его для того, чтобы срезать грозди винограда. Но у нее возникают тревожные ассоциации. Ведь именно из-за этого орудия женщина потеряла мужа и старшего сына. Они погибли от ножевых ранений в стычках с семьей Феликсов. А теперь она боится лишиться и младшего.

На сцене кипят почти шекспировские страсти. Линия невозможности любви проходит красной нитью через все творчество Гарсиа Лорки. Интересно это и сегодня. На взгляд исполнителя главной роли – артиста Кумыкского театра Арсена Исаева – благодаря приглашенному режиссеру, даже взглянул на это произведение под другим углом. Гиви Валиев вывел в фокус женщину, ее чувства.

Арсен Исаев, исполнитель роли Леонардо, артист Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.П. Салаватова: "Мне очень понравился сам подход режиссера, как он работает с артистами для начала. Я очень много интересного уже для себя там открыл. Как он это делает, потом, как он добивается доверия. Это очень интересно. Он как-то зашел с другой стороны. А именно – судьба женщины – будь то невесты, будь то матери, какая у нее доля вообще в мире этом. И он, мне кажется, более акцент сделал на это".

С мнением актера худрук Осетинского театра согласен. На женщину пора обратить внимание. У нее есть чувства, а значит, и право делать так, как решила. Пусть даже это решение ошибочно. Иначе потаенная сила может смести всё на своем пути. Правда, поясняет – отталкивался прежде всего от линии, которую задал автор – Федерико Гарсиа Лорка.

Гиви Валиев, художественный руководитель Северо-Осетинского государственного академического театра им. В.В. Тхапсаева: "Мы исходим же от автора, все-таки автор говорил о правах женщины. Эта пьеса о правах женщины. Это во все времена было – женщина не имела права. Да давайте даже так – любая драматургия – Отелло, Гамлет, где есть женский персонаж, который делает шаг – «Фатима» наша – это выбор женщины, это о свободе женщины, эта пьеса об этом. Она рискует собой и этими двумя молодыми людьми, чтобы другие жили свободно".

Рассуждая о героях и их роли в самом произведении, можно сказать, что главным действующим лицом пьесы стала страсть. Все ей подчинено. Воздал ей должное и хореограф-постановщик Валерий Суанов. Директор Кумыкского театра Скандарбек Тулпаров признается – мечтал, чтобы именно Гиви Валиев поработал с его артистами. В Дагестане постановка произвела настоящий фурор. Теперь же решил посмотреть, как примут "Кровавую свадьбу" в Осетии.

Скандарбек Тулпаров, директор Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.П. Салаватова: "Мы давно хотели поставить эту пьесу. Честно говоря, искали режиссера. И когда я приехал сюда на принятие эстафеты в год театра, я посмотрел спектакль "Ревизор", и думаю – опа, я нашел режиссера. Я подошел к нему, познакомился. И сказала, мы скоро с вами встретимся и поговорим. И все, больше ничего. Потом мы с ним встретились – и я ему предложил постановку".

Зрителям она пришлась по вкусу. А если знать историю создания – интерес возрастает вдвойне.

Фатима Хабалова, декан факультета журналистики СОГУ им. К.Л. Хетагурова: "Мне посчастливилось быть в курсе того, что Гиви работает в братской республике Дагестан с театром с такой серьезной пьесой. И у меня тогда были беседы с нынешним министром культуры Дагестана – очень хорошо они отзывались о том, как он работает с коллективом. Потому что в национальном театре поставить Гарсиа Лорка – это большая смелость со стороны режиссера и вне всякого сомнения для коллектива это тоже большое событие. Я вообще считаю, это очень полезная практика, когда приглашенные режиссеры работают с театральными коллективами, это всегда что-то новое".

Лорка наделил свою пьесу духом подлинной страсти. Которая горит ярче всего, но в которой сгорают, чтобы возродиться вновь.

Юлия Филатова

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация