"РЕ-конструкция" – новая выставка в Дарвиновском музее
"РЕ-конструкция" – выставка в Дарвиновском музее посвящена антропологу Галине Лебединской. Она восстанавливала внешний облик наших предков по черепу. Этот метод можно применять даже при работе с кинореквизитом, в чем убедился Станислав Анисимов.
О том, как в обезличенных костях разглядеть черты лица, знала антрополог и анатом Галина Лебединская. Она воссоздавала образы людей разных эпох – от человека прямоходящего до жителей средневековой Москвы. На выставке представлены её скульптурные и графические работы. Все они выполнены по знаменитому на весь мир методу, разработанному Михаилом Герасимовым. Благодаря ему мы знаем, как выглядели князь Ярослав Мудрый, царь Иван Грозный и легендарный завоеватель Тамерлан. "Во-первых, всем нам, конечно, не только любопытно, но учёным нужно знать, как выглядели наши предки, которые жили не только сотни лет назад, а тысячи, десятки тысяч лет назад", – отмечает старший научный сотрудник выставочного отдела Дарвиновского музея, автор и куратор выставки Ольга Стрелкова.
А во-вторых, интересно: с кого был сделан вот этот реквизит киностудии имени Горького? Здесь внушительная коллекция черепов, и все они – своего рода "звезды" киноэкрана. Чаще всего они снимались в сказках. Вот, например, фильм 83 года "Там на неведомых дорожках". А вот и наш герой: играет роль второго плана. "Это не настоящие черепа, это практически полноценная имитация. Они к нам попадают из анатомических пособий для школьников для студентов, это не кость, а пластик, глина. Именно они служат у нас реквизитом", – рассказал администратор комплекса костюма и реквизита Киностудии имени Горького Александр Корупаев.
Этот реквизит мы принесли на экспертизу в Институт этнологии и антропологии РАН. С первого взгляда руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Елизавета Валентиновна Веселовская даёт нам ответ: с кого был слеплен этот череп, снимавшийся в сказках студии Горького. "Женщина: похоже, довольно хрупкая, с узким лицом, но мозговой отдел крупный, приличный. И какой-то удар, видимо", – прокомментировала руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская
Для восстановления используется специальный скульптурный пластилин, но это трудоёмкая и долгая работа. Замеры проводятся специальными инструментами: выясняется точное расстояние и глубина глаз. Ширина челюсти и скуловой диаметр. Все цифры заносятся вот в такую таблицу расчёта прижизненных размеров головы. Так можно вычислить, как выглядело лицо безымянной актрисы советских сказок. Данные, которые собрали антропологи-реставраторы, можно визуализировать и с помощью нейросетей. Так быстрее, но пока что вымысла здесь больше, чем науки. И тем не менее,вот как бы выглядела наша героиня по версии ChatGPT. Как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. Режиссёрам на заметку.