Зорькин: КС готов высказаться о смертной казни, если будет запрос
Валерий Зорькин также разъяснил, кто может обращаться с запросами в Конституционный суд. Для проверки конституционности положений нормативного акта в суд может обратиться, в частности, группа из не менее чем 90 депутатов Госдумы. При необходимости толкования положений Конституции в Конституционный суд могут обращаться высшие госорганы, в том числе Дума. Председатель Конституционного суда добавил, что с запросом о проверке конституционности законопроекта в порядке предварительного контроля вообще может обратиться только глава государства.
"Конституционный суд может отказать в рассмотрении обращения только если оно не соответствует требованиям закона о Конституционном суде", – сообщила РИА Новости пресс-служба Конституционного суда.
В 2022 году Валерий Зорькин на Петербургском международном юридическом форуме уже обозначал консолидированную позицию судей Конституционного суда: то, что Россия покинула Совет Европы, действия моратория на смертную казнь не прерывает.
Невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных во всех регионах Конституционный суд обосновал в 2009 году. Суд отметил, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сложился конституционно-правовой режим, который сформировал устойчивые гарантии права человека. Ни закон, ни референдум, ни поправки к Конституции этот режим нарушить не могут, подчеркнул Зорькин. Для возобновления смертной казни, заключил председатель Конституционного суда, необходимо принятие новой Конституции страны.
Ранее сенатор Андрей Клишас обратил внимание на бесполезность дискуссии о моратории на смертную казнь. Он пояснил, что приговорить террористов к смертной казни даже без моратория невозможно, исходя из формулировок Конституции и законов. Уголовные дела по 205 статье Уголовного кодекса России ("Теракт") не могут рассматриваться судом присяжных. Они выведены из их юрисдикции законом от 2008 года. Смертной казнью в России наказываются только преступления по статьям 105 ("Убийство"), 277 ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), 295 ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), 317 ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа") и 357 ("Геноцид").
В дискуссии о смертной казни Кремль не участвует, заявил ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.