В СибГМУ создали лапароскопический тренажер для студентов-хирургов
Хирургия – особый профиль. Стать таким врачом крайне сложно и не каждому дано. И только постоянно практикующий хирург становится специалистом высочайшего уровня. Для этого студентам необходима постоянная практика в хирургии, а особенно в выполнении лапароскопических операций.
Для них в вузе есть специальный прибор, но студенты боятся к нему подойти из-за высокой стоимости. Именно поэтому ученые решили сделать такой тренировочный аппарат самостоятельно.
Рабочее название проекта – "LaproboxMed". Мобильная конструкция помещается в пакет. После сборки – это имитация брюшной полости, камера — имитация лапароскопа. А благодаря фиксатору можно тренироваться как с ассистентом, так и самостоятельно. Тренажер позволяет освоить навыки разного уровня.
«Наше обучение состоит из трех основополагающих модулей. Первый модуль отвечает за получение мануальных навыков с инструментами лапароскопическими, то есть каждый тренажер нацелен на тот или иной инструмент. Второй модуль подразумевает соединение, разъединение ткани, вязание лапароскопических узлов, вшивание их и так далее. И третий уровень самый сложный. Он представляет из себя имитацию операций, на которых полноценно выполняются все этапы хирургического вмешательства»,– объяснила Мария Осокина, руководитель проекта "LaproboxMed", студентка 6 курса лечебного факультета СибГМУ.
Каждую версию изобретения команда тестирует со студентами и практикующими хирургами. В непосредственном производстве помогают инженеры научно-технологического центра "Цифровая медицина и киберфизика" СибГМУ. На рынке сегодня много подобных тренажеров, но томский по-своему уникален.
«Есть VR-тренажеры. Они хорошие, у них большой функционал. Но есть такой момент, что у них нет тактильности. Когда хирурги работают с инструментами они не чувствуют обратной связи. Вроде бы все делают, но не чувствуют, что работают с предметом, органом. Мы же приходим к тому, чтобы обучающийся мог реально почувствовать, что он что-то режет. И это ключевая роль, которой мы добиваемся и у нас это получается»,– рассказал Виктор Стасевский, младший научный сотрудник научно-технологического центра "Цифровая медицина и киберфизика" СибГМУ.
Еще один важнейший аспект – проект "LaproboxMed" – это не просто тренажер, а систематизированная методика обучения, направленная как на получение базовых мануальных лапароскопических навыков бакалавров и ординаторов, так и на совершенствование умений опытных хирургов.
Актуальность разработки томичей показывает статистика. За пятилетний период количество лапароскопических операций в России выросло почти в три с половиной раза: с 23 до 80 тысяч.
Вместо традиционных разрезов делаются небольшие проколы. Через один из них вводится лапароскоп — трубка с оптикой и видеокамерой, через другие — операционные инструменты. Восстановление пациента после такой операции происходит в кратчайшие сроки. А вот научиться так оперировать — процесс долгий, поэтому для студента полезно оттачивать базовые навыки еще до ординатуры. В чем и поможет разработка СибГМУ, которая ведется в рамках программы "Приоритет 2030".
В мае студенты получили еще и университетский грант, победив в проекте SibMedStartUp. Он будет использован для разработки полной линейки тренажеров по каждому уровню сложности и доработку дизайна продукта. В ближайшем будущем команда планирует дописать алгоритм обучения и начать создание онлайн-уроков с дальнейшей публикацией на сайте проекта.