"Акварель, возведенная в степень" – новая выставка в Омске
"Акварель, возведенная в степень". Так называется выставка, которая открылась в Омске. На ней представлены работы художника Александра Мелихова. Автор иллюстраций ко многим произведениям мировой классической литературы, он всю жизнь оставался верен акварели. Экспозицию в центре "Эрмитаж-Сибирь" осмотрела Динара Шамец.
"Аз да буки, а там и науки". Над оформлением "Иллюстрированного толкового словаря для детей и школьников" Владимира Даля Александр Мелихов работал пять лет. Художник выполнил 30 иллюстраций к пословицам и поговоркам. Текст каждой начинается с придуманной мастером витиеватой буквицы. Он создал свыше сотни рисунков к отдельным словам. Кокошник, наклобучка, сарафан. Внешний вид его героев абсолютно точно соответствуют изображаемой эпохе и губернии. И помогает современному читателю быстрее вникнуть в потерянные для нас смыслы.
"В словаре Даля есть и мой образ, и образы его внуков. Небольшая иллюстрация на слово "наряд". И там девушка заплетает косу, ей подносят украшение. То есть – наряд-убор, в этом смысле. А дети мои собирают ягоды на даче. Но только они в древнерусских костюмах", – рассказывает дочь А. Мелихова, заведующая Мастерской реставрации книг и графики Государственного исторического музея Ирина Мелихова.
Дочь художника Ирина вспоминает, что на дачу к любимым яблоням отец уезжал за вдохновением. Но большую часть времени проводил в своей комнате за работой. Работал тончайшими кистями, а акварель наносил плотно, как гуашь. Александр Мелихов родился в Бухаре. Восток любил и тонко чувствовал. После успеха цикла о Ходже Насреддине и иллюстраций к "Сказкам 1001 ночи" выпускнику знаменитой "строгановки" предложили работать над древнерусским циклом "Хождение за три моря" Афанасия Никитина – за несколько десятилетий до Васко да Гама, открывшего миру Индию.
"Эта многослойная акварельная живопись на рисунках, на книжной иллюстрации Мелихова, она светится изнутри. Перед нами – творчество очень стильного художника, художника, который вобрал все заветы, все правила, все достижения строгановской школы, а ее корни – глубоко в XVII веке, XVIII. И идут, прежде всего, от иконописи", – говорит ведущий научный сотрудник научно-хранительского отдела Омского музея изобразительных искусств Галина Севостьянова.
Он ни разу не выезжал за границу. Но зарубежные издательства стремились опубликовать его работы. Он удивительно точно передавал диковинную атмосферу древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Делегаты Всемирного съезда индологов не сразу поверили, что это – творение российского художника. К 200-летнему юбилею Бородинской битвы Александр Мелихов иллюстрировал двухтомник "Война и мир". Семь лет в архивах, библиотеках и музеях изучал костюм и военное обмундирование начала XIX века. Русско-французские баталии, святочные гуляния, первый бал Наташи Ростовой. Даже в самых массовых сценах тщательно выписаны лица. Наследие художника бережно сохраняет его дочь. На выставку в Омск она привезла свыше восьмидесяти работ Александра Мелихова, влюбленного в акварель.