Выставка "Последний триумф Петра Великого" откроется в Музее Московского Кремля
Музеи Московского Кремля готовятся к открытию выставки "Последний триумф Петра Великого". Большая часть экспозиции посвящена гардеробу первого императора. Впервые публике представят кафтан и царскую платну – они только вернулись из реставрационных мастерских. Юлия Струкова – подробнее.
Пять лет этот кафтан Петра, сшитый по венгерскому образцу, был в реставрации: сильно выцветший, частично съеденный молью, с пятнами. Серебряные застежки на нем были черного цвета. Чтобы скрыть большие дыры в ткань вшивалось тонированное в цвет кафтана сукно.
"Учитывая, что ткань ветхая, весь стан кафтана был сдублирован на тонкую шерстяную ткань, которая придает ему дополнительную прочность особенно при экспонировании. Нагрузка на саму ткань уменьшается", – отметила художник-реставратор по костюмам Людмила Барбинова.
85 сантиметров в длину, 30 сантиметров стопа – ботфорты Петра Первого после реставрации выглядят как бронзовые – настолько они монументальны. На самом деле они сделаны из толстой свиной кожи. Фактурный наборный каблук с деревянными гвоздями. Известно, что у царя был небольшой размер ноги, есть легенда, что внутрь ботфорт он поддевал валенки. А вот трость из яблоневого дерева, принадлежащая государю, и сделанная им самим, о чем свидетельствует надпись "Из рук преобразителя России и их же рук дело".
"Трость была передана в Оружейную палату в 1843 году купцом первой гильдии Иваном Родионовым. Он поднес трость Николаю Первому, чтобы она хранилась в Оружейной палате. Купец приобрел ее в семье Лопухиных, где она хранилась как семейная реликвии", – рассказала научный сотрудник Музеев Московского Кремля Марина Горькова.
Рядом драгоценная платна с мехом – одежда, которую царь надевал по особо торжественным случаям. Это венчание на царство, приемы послов, торжественные церковные службы. Изготовлена в 1691 году из золотного оксомита в Венеции. Серебряное кружево, 6 изумрудных пуговиц. Впервые платна будет показана с собольей опушкой. Она была изначально, правда, съемная. Реставраторы несколько лет работали с платной.
"После очистки каждая из золотных нитей укреплялась тончайшими нитями и иглой, а затем перекрывалась прозрачным тонированным материалом. И контуры рисунка, выполненные красным шелком, также укреплялись аналогичными нитями. Получилась гладкая монолитная поверхность", – объяснила художник-реставратор по тканям Светлана Матюхова.
Это один из залов выставки "Последний триумф". Здесь рассказ о том, как изменилась мода при Петре Первом. Экспонаты из Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, Исторического музея – собраны лучшие вещи из гардеробной государя.
Светлана Амелёхина, заведующая сектором тканей Музеев Московского Кремля: "Он велик, судьба его сложна. Впервые объединяют эти вещи и на их примере рассказать о Петре, как об очень модном человеке, который не просто увлекался костюмом, он его изучал, примерял на себя и в конечном итоге он переодел все население России в костюм, который он посчитал самым удобным, самым красивым, самым актуальным".
Костюм западноевропейского образца Петр Первый ввел в российский обиход своими четырьмя указами. И здесь можно будет проследить его трансформацию – от восточно-европейского, через голландский – к западно-европейскому.