Панорама неофициального искусства – на выставке в фонде "Екатерина"
Выставка "Разум и чувства" проходит в фонде "Екатерина". Проект посвящен метафизической линии в отечественном искусстве второй половины ХХ века. Художники, исключенные из официальной среды, выстроили собственную символическую систему. Ее изучила Анастасия Егорова.
Организаторы говорят: эта выставка – крупнейшая экспозиция работ представителей неофициального искусства за последние 10 лет. Редкая в том числе по качеству и глубине работ.
"Представлено более 200 произведений более чем 20 авторов, большая часть – около 50 работ – представлена из коллекции Екатерины и Владимира Семенихиных, по чьей инициативе в 2002 году был основан фонд культуры "Екатерина", в пространстве которого мы и представляем эту выставку", – рассказала главный хранитель Фонда культуры "Екатерина" Татьяна Рыкова.
Многое зритель увидит впервые. Вот картины Дмитрия Краснопевцева. Художник, который создал особый жанр – метафизический натюрморт. Вдохновлялся личной коллекцией антиквариата. На холстах оказывалось только то, что выдерживало испытание временем. Амфоры, черепки, ключи, свитки – здесь они знаки и символы собственной вселенной.
"Его мир живет по законам, созданным им самим. Если зритель смотрит на эту картину, то зрителю приходится выйти из скоростей, в которых мы сейчас живем, и опуститься до уровня метафизических концепций, которые исповедовал Краснопевцев. А что это было? Равновесие, гармония", – пояснил исполнительный директор Фонда искусств "Прометей" Вячеслав Ершов.
А вот работы Дмитрия Плавинского. Исследователь Русского Севера, Азии и Европы. В работе использовал природные материалы: песок и глину. Картина приобретала рельеф. Его "Космическая черепаха" не только символ вечности. Это – мост между прошлым и настоящим. Кураторы называют эту часть выставки темной стороной экспозиции – исключительно за цвет. И говорят о важности помнить о смерти. Это тоже часть жизни. Один из ответственных за светлую сторону – Владимир Вейсберг. Его метод – "невидимая живопись", "белое на белом".
"У него была одна комната, и он делал так: затемнял по максимуму всё пространство, потом давал немножко света и при этом немножко рисовал свои картины, поэтому в них есть такая глубина, которую можно ощутить, но даже не увидеть", – продолжил Вячеслав Ершов.
Тема "белого" и "света" стала центральной для целой группы художников. Каждый решал ее по-своему. Олег Васильев – через изучение потока энергии в картине, Штейнберг – с помощью "языка геометрии". А в XXI веке эту линию продолжает видеоарт группы "Синий суп" и видео Платона Инфанте. Выставка "Разум и чувства" – это полвека русского искусства и реакция художников второй половины ХХ века на оковы советского пространства.