"Сон смешного человека" можно увидеть в Москве
"Сон смешного человека" можно увидеть в Москве. В экспозиции представлены работы Бориса Свешникова, Павла Пепперштейна и Алексея Панькина. Пересекаясь в едином пространстве выставки, каждый из авторов тем не менее идёт своим художественным маршрутом. Подробнее – Юлия Струкова.
Три художника-философа – Павел Пепперштейн, Борис Свешников и скульптор Алексей Панькин – погружают зрителя в мир сновидений, абсурда и мифов. Павел Пепперштейн несколько живописных полотен создал специально для этой экспозиции. За основу многих работ взял свои старые рисунки. Так, например, родилась картина "Дебаты в Блюмаусском парламенте".
"Блюмаус – государство вымышленное. Я придумал наверное тоже в его в конце 1970 – начале 1980-х годов. И сделал большое количество рисунков, посвященных жизни Блюмауса. Нашему зрителю должно напомнить картину "Заседание государственного совета", – говорит художник Павел Пепперштейн.
В детстве Павел Пепперштейн вместе с отцом Виктором Пивоваровым часто бывали в мастерской Бориса Свешникова. Под влиянием его работ Пепперштейн тогда создавал целые серии гравюр – и они тоже представлены на выставке.
"Он также и остался лагерником, человеком на вид очень истощенным, худым с тихим голосом. Но при этом от него не исходило что-то трагическое", – рассказывает художник Павел Пепперштейн.
В Ветлосяне – известном в системе ГУЛАГА как лагерь смертников – Свешников уже через два года был в состоянии дистрофии. Но продолжал рисовать. И это, вероятно, спасло его от смерти.
"Эти рисунки увидел лагерный патологоанатом, фельдшер, художник, поэт и переводчик Аркадий Штейнберг. Он увидел эти рисунки и понял, что этого молодого человека нужно спасать. Он его подкормил и нашел ему должность сторожа при лагере Витлосяна", -делится мнением искусствовед Ксения Рогожникова.
Произведения Бориса Свешникова на выставке – разных периодов. Наследие художника оказалось разбросанным по всему миру. Фонд "Прометей" за пять лет собрал 70 картин – покупали на аукционах и у наследников в Бразилии, в Америке, во Франции, в Германии, Италии. Приобрели даже вот это полотно – "Дама с черепом кошки".
"Эта самая дорогая работа Свешникова, когда-либо проданная на мировых аукционах. Эта работа была продана за 300 тысяч долларов и потом она исчезла. И только спустя 10 лет мы нашли ее у одного арт-дилера в Монако", – комментирует директор и куратор коллекции фонда "Прометей" Вячеслав Ершов.
На выставке можно увидеть документальные кадры фильма "Борис Свешников. Недосмотренный сон" и, сопоставляя произведения трех авторов, уловить энергетику таких разных снов – с их падениями, умиранием, воспарениями, эйфорией и измененной реальностью.