Выставка древнерусского декоративно-прикладного искусства откроется в Новгороде
В Воротной башне Гостиного двора в Великом Новгороде появится экспозиция древнерусского декоративно-прикладного искусства. Наиболее ценные памятники – богослужебные предметы и церковная утварь – сейчас отправлены на реставрацию. Как работают мастера – увидел Юрий Левиков.
На столе в реставрационной мастерской гальванические копии христианских окладов, созданные российскими энтузиастами в XIX столетии. Как говорится, в точности и с выездом на место, туда, где эти шедевры, собственно хранились и хранятся по сей день.
"Два предмета, они у нас не экспонировалось раньше, это вот такие любопытные вещи. Это копии окладов, гальванокопии окладов, которые хранятся в библиотеке в Венеции – Марчиана. Это очень знаменитые известнейшие оклады кодексов византийских, очень ранних. Один находится в Сан-Марко, в Венеции, второй – ну это благодаря нашим вот импортным связям зарубежным, контактам, и так далее, удалось вот это выяснить, установить", – рассказала советник ген. директора по сохранению фондового и культурного наследия Новгородского музея-заповедника Наталья Гормина.
Специалистам удалось проследить судьбу этих раритетов. Созданные для музея христианского искусства Академии художеств, они затем хранились в академии Штиглица в Санкт-Петербурге и в послевоенные годы пополнили фонды Новгородского музея-заповедника. Зато другой экспонат – истинно новгородский. Удивительный памятник – выносной прецессионный крест, призванный стать центром экспозиции в одном из залов.
Наталья Гормина: "Это запрестольный, один из запрестольных крестов, которые находились в алтарной части одного из храмов. А это церковь Михаила Архангела. И впервые упоминается под 1187 годом – XII веком. Когда из Софийского собора Крестным ходом, а вот эти кресты, как я уже назвала, прецессионные, вот целая процессия сопровождала его в эту церковь. И начался страшный гром, молния, загорелась церковь, но господь помиловал, церковь сохранилась, ничего не произошло. И крест находился в этом храме на протяжении многих столетий".
Липовый деревянный крест – из далекого средневековья на протяжении столетий украшался и дополнялся различными элементами. Но основной замысел – придает ему практически сакральный статус. С особым вниманием специалисты изучали каждый сантиметр этого креста.
Наталья Гормина: "Все внимание вот этой вертикальной части, вертикальной ветви. Мы впервые встречаем на предмете древнерусского происхождения три изображения Христа. Но разные иконографии, естественно средокрестие, распятие, жертва и так далее. Верх, мы видим, Христос восседает на троне, его Второе Пришествие, торжествующая фигура. И Бог-человек, вот, поклонение Христу. Спас Нерукотворный. Видите, на одной, значит, линии, на одной оси. Это большая редкость".
Реставраторы взяли на себя смелость и размонтировали разновременные элементы креста. Сейчас идет большая работа по приведению его металлических деталей в порядок. Скрупулезно изучается всё – от тонких кованых гвоздей до засохшего воска, который, как предполагают исследователи, поддерживал объем, этакое 3D уникальных изображений.
"Здесь, при монтаже накладок средника, изображение Иисуса Христа на кресте, здесь повредили поверхность, повредили сам рельеф, при наколачивании. Здесь, конечно, предстоит серьезная работа по выправлению деформации. И мы вернем вот этому плоскому на данный момент изображению, мы вернем вот это изображение, то есть оно будет таким, какое было задумано у автора", – отметила художник-реставратор Наталья Медникова.
Впереди большая работа по подготовке обновленной выставки в Воротной башне Ярославова Дворища. Сейчас создается концепция будущей экспозиции, которая займет 3 зала, общей площадью около 300 метров.