23 ноября 2025, 21:25 23 ноября 2025, 22:25 23 ноября 2025, 23:25 24 ноября 2025, 00:25 24 ноября 2025, 01:25 24 ноября 2025, 02:25 24 ноября 2025, 03:25 24 ноября 2025, 04:25 24 ноября 2025, 05:25 24 ноября 2025, 06:25 24 ноября 2025, 07:25
  • Олег Пособин

Мурманская область: арктические ворота России

  • Мурманская область: арктические ворота России
Во вторник в Петербурге на Балтийском заводе заложили новый, уже шестой по счету, серийный атомный ледокол "Сталинград". Сегодня Россия обладает самым большим ледокольным флотом в мире – в его составе 34 дизельных и восемь атомных судов.

Но и это не предел – ведь реализация столь масштабного проекта, как запуск Северного морского пути, потребует еще больше ледоколов, что будут сопровождать торговые суда из Азии в Европу через российскую Арктику. Да и для всей международной торговли развитие Северного морского пути открывает широкие перспективы. Арктический маршрут короче, выгоднее и безопаснее, чем южный – вокруг Индии, через Красное море и Суэцкий канал.

Владимир Путин на церемонии закладки: "Уверен, что новый ледокол "Сталинград" будет достойно носить это гордое имя. Работая в суровых условиях Арктики, прокладывая путь через льды, станет еще одним символом таланта, силы, созидательной энергии нашего народа, его способности ставить перед собой и воплощать в жизнь самые дерзновенные планы, выстоять в самые тяжелые времена".

Ну а Кольский полуостров с развитием Севморпути превращается в своего рода Арктические ворота России. Новый торговый и туристический хаб.

Из Мурманской области – репортаж Олега Пособина.

Лиинахамари. 15 километров от российско-норвежской границы. В живописной бухте находится уникальное предприятие по выращиванию форели.

Чтобы снять рыбу поближе, мы погружаем под воду специальную камеру. Поглубже. Точно так же регулярно поступают и сотрудники перерабатывающего завода, чтобы оценить состояние форели.

Такая съемка – часть работы на производстве. Специалисты изучают, как выглядят и двигаются особи, уровень их аппетита. С помощью камеры проверяют прочность сетного полотна. За 15-18 месяцев форель набирает до 5 килограммов, после чего садки вместе с рыбой буксируют к берегу.

Сверкающие конвейеры, почти стерильная чистота. Современные технологии позволяют отправлять охлажденную рыбу в рефрижераторах. За двое суток пути сохраняется безупречное качество.

Это производство открыли 2 года назад. Собирались выращивать семгу, импортируя рыбных мальков из Норвегии. Санкции вынудили завод найти поставщиков из Карелии, которые разводили форель.

Иван Осин, заместитель генерального директора по производственной деятельности ООО "Русский лосось": "Когда мы хотели купить, у них не было больших мощностей. Этот год у нас был простой, мы ждали этого малька, через год к нам малек поступил, и мы начали выращивать нашу российскую форель".

Теперь в Лиинахамари с каждым месяцем растет производство. Одновременно с форелью здесь снова планируют разведение семги уже на своих мощностях. И подобное происходит в самых разных местах на полуострове.

Мурманский морской рыбный порт. Специальный погрузчик с легкостью сортирует многотонные рефрижераторные контейнеры в ожидании судна, чтобы потом загрузить в них замороженного краба и отправить их по железной дороге на Дальний Восток.

Стратегическая гавань решением суда из частных рук была передана в государственное управление. Грузы теперь оформляют быстрее, а порт при поддержке железной дороги предлагает доставку в два раза быстрее.

Из холодильного комплекса рыбу в таких паллетах на специальных машинах вывозят и сразу загружают в фуру. Данная партия пойдет в Москву.

В Мурманске начинается Северный морской путь, который постепенно превращается в мировую грузовую артерию. В незамерзающем заливе находится порт приписки ледокольного флота. Самые большие и современные атомоходы мира обеспечивают проход судам вдоль наших границ. Кольский полуостров – место и новых стратегических портов. Крупнейший из них – Лавна. Отсюда уже отправляют уголь, а рассчитывают переваливать по 18 млн тонн угля в год.

Уникальная гавань имеет доступ к незамерзающему заливу круглый год. В ту сторону прямой выход к Европе, обратно – проход к Тихому океану с азиатскими рынками. С материковой частью нашей страны этот порт связывает новая железная дорога.

К Кольскому полуострову теперь ведут все пути. По суше, по морю, по воздуху.

Открытие нового мурманского аэропорта начинается с появления гостей в зале для прилета. Пассажиров первого рейса "Москва- Мурманск" встречают белые медведи и казачий хор.

Новый аэровокзал – 7 с половиной тысяч квадратных метров максимального комфорта. 3 этажа, 11 стоек регистрации, 2 ленты выдачи багажа, парковка почти на полтысячи авто. Здесь сразу чувствуется настроение полуострова. Фасадную надпись "На севере жить" венчает разноцветное изображение горного массива. Отсюда 200 километров по суше до Хибин, где почти одновременно с открытием мурманского аэропорта стартовал новый туристический сезон.

Чтобы попасть на горнолыжный склон, здесь затемно занимали очередь к подъемникам, а потом торопились спуститься вниз почти с километровой высоты.

На этом курорте можно кататься дольше всех. Снег в Заполярье сходит не ранее июня.

Сезон начинается с горнолыжных спусков Большого Вудъявра. Это не только самое популярное, но и живописное место. Вот под нами Кировск. В той стороне озеро Имандра, его накрывают облака, одновременно восходит солнце.

Секрет популярности Хибин не только в особенностях климата и красоте природы. Здесь все в шаговой доступности. Аэропорт в Апатитах, современные рестораны и гостиницы, ледово-снежные арт-пространства. Крупный бизнес вложил почти 25 миллиардов, чтобы превратить Кировск в передовой курорт и арену для большого спорта.

Новые подъемники, снежные пушки. 30 км трасс, 18 с искусственным освещением. Для начинающих, продолжающих и самых опытных. Хибины превратились в туристическую мекку, ставя каждый год очередной рекорд по количеству гостей.

Александр Большунов, трехкратный олимпийский чемпион по лыжным гонкам: "Расстояние от Москвы – 2 часа на самолете, и ты здесь. То есть это очень быстро".

От Москвы до Мурманска – 2 часа 30 минут по воздуху. После посадки сотни туристов сразу берут курс на Баренцево море в знаменитую Териберку. От аэропорта до берега – 138 километров.

Этой осенью трассу перестроили. Теперь полностью асфальтированная дорога упирается в Северный Ледовитый океан. Имеет она и свою особенность. Путь на Териберку периодически перекрывают штормы и сильные метели, иногда на много суток.

Железную волю и характер пришлось проявить и строителям самого аэропорта. Чтобы возвести здание на скальных грунтах, понадобились уникальные технологии, а технику для Мурманска везли со всей страны.

Александр Мутовкин, директор ЭПСМ Спектрум: "На старте определили очень много методик, которые позволили нам разрабатывать по большому счету огромную скалу, которая находится под терминалом".

Новый аэропорт в 30 км от Мурманска – первая очередь. Здесь планируется еще терминал, а также новый аэровокзал в Апатитах.

Андрей Чибис, губернатор Мурманской области: "Тема нового аэропорта, тема дороги на Териберку. Это все те инвестиции, которые появились благодаря растущему спросу и потоку наших гостей".

Этой осенью на берегу Кольского залива появились растущие многоэтажки и новый микрорайон. Масштабное возведение жилья в Мурманске началось впервые после распада СССР и очень поддерживается государством. Люди активно покупают эти квартиры.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация