29 января 2017, 18:58 29 января 2017, 19:58 29 января 2017, 20:58 29 января 2017, 21:58 29 января 2017, 22:58 29 января 2017, 23:58 30 января 2017, 00:58 30 января 2017, 01:58 30 января 2017, 02:58 30 января 2017, 03:58 30 января 2017, 04:58

Меркель больше не сможет загребать жар чужими руками

Такое впечатление, что Ангела Меркель уже сделала в политике все, что могла. Выступая недавно, она сама признала, что настает новая эра. В старой эре Меркель насытила Германию и Евросоюз мигрантами из Северной Африки и Ближнего Востока. Теперь — тупик.

Автор: Дмитрий Киселёв

Любую инициативу, любой шаг президента США Европа примеривает на себя. Например, отношение к нелегальным мигрантам и стена с Мексикой как символ неприятия Трампом незваных гостей. Или возвращение производства в границы национального государства. Либо отказ от поддержки государственных переворотов в зарубежных странах.Настрой на рациональные отношения с Россией. Понятно, что все это для Евросоюза очень болезненно, поскольку предлагает ему либо сохранить свои старые приоритеты, но в одиночку — без США — либо радикально изменится, развернувшись на 180 градусов.

Попала лично здесь, прежде всего, Ангела Меркель — канцлер Германии — которая осенью хочет переизбраться и пойти на четвертый срок. Все было бы ничего, но с приходом Трампа — так уж совпало — у меня лично возникло ощущение, что Меркель вдруг резко состарилась. Нет, не подумайте, я далек от того, чтобы затрагивать здесь глубоко женское — обсуждать ее морщины, прическу, цветовую гамму ее одежды и незменный крой брючного костюма — я просто чувствую, что Меркель вышла из моды. Из политической моды. В этом смысле она состарилась, точнее даже устарела, представляя прошлое Германии и Европы, а не их будущее.

Накапливалось это ощущение от Меркель долго, но сейчас вдруг все как-то стало очевидным. Такое впечатление, что она уже сделала все, что могла, и под конец естественным образом зарулила в тупик.

Выступая недавно, она сама признала, что настает новая эра. В старой эре Меркель насытила Германию и Евросоюз мигрантами из Северной Африки и Ближнего Востока. Теперь — тупик, поскольку продолжать дальше в том же духе ни Германия, ни Евросоюз не смогут.

Но главное все же не мигранты. Основная претензия к Ангеле Меркель — в том, что она разрушила политику своих выдающихся предшественников, позволившую, с одной стороны, Германии стать единой, а с другой, — в мирных условиях построить целый Евросоюз. Такая линия, основы которой заложил еще с конца 60-х канцлер Вилли Брандт, называлась "восточная политика" Германии. Смысл — доброжелательное взаимоотношение с Москвой по принципу "изменения через сближение". Кроме Брандта "восточную политику" разрабатывали и проводили такие титаны-государственники Германии, как Эгон Бар, Гельмут Коль и Герхард Шредер. Они понимали, что без благосклонности России не построишь ни единую Германию, ни единую Европу.

Когда же единая Германия стала фактом, а Евросоюз оказался на взлете, Меркель неблагодарно отвернулась от России. Мало того, она в союзе с США стала проводить политику прямо-таки враждебную Москве.

Если присмотреться к действиям Меркель глубже, то легко узнается старый для Германии тезис о нехватке "жизненного пространства". Нам он до боли знаком у Гитлера, но на самом деле о нехватке жизненного пространства в Германии говорили еще до Первой мировой войны. Ресурсом для восполнения "нехватки" считалась как раз Центральная Европа.

Более ста лет назад в немецких политических теориях родился даже термин — "Миттельэуропа", что означает Срединная Европа. Идею разрабатывал политический философ Фридрих Науманн. Смысл всей этой старой немецкой игры сводится к простой и чеканной формуле: что не русское, должно стать, так сказать, "среднеевропейским". А "среднеевропейское" попросту означает немецкое.

"По существу Срединная Европа будет немецкой. Она будет пользоваться для мировых сношений немецким языком", — писал Фридрих Науманн, немецкий политический деятель, публицист и геополитик.

Расширение жизненного пространства Германии толкнуло страну на Первую мировую, потом — на Вторую мировую. До начала XXI века Германия как-то справлялась внутри себя с наследственным заболеванием, но Меркель втихаря не выдержала. Почему втихаря? Да потому, что громко все время произносила слова "демократия", "мир" и "нерушимость границ", а Германия при ней захотела буквально проглотить Украину — совершенно в концепции Срединной Европы и расширения своего жизненного пространства. Бес попутал.

В феврале 2014-го Германия в лице своего министра иностранных дел Штайнмайера письменно выступила гарантом мирного и досрочного перехода власти от Януковича Майдану, а не прошло и дня, как де-факто поддержала в Киеве кровавый госпереворот, мол, во имя Европы.

Меркель, как сейчас уже ясно, ликовала: Украина отходит к ней. Прекрасно, думала она, рассчитывая и дальше загребать жар чужими руками. Чужими потому, что первую скрипку в госперевороте на Украине играли США. Ангелу Меркель это устраивало еще и потому, что вся моральная ответственность за эту грязную работу ложилась тоже на американцев. Украина, казалась, падала в ее корзину, как спелый плод, а Америка ей еще и говорила за все "спасибо". Идеально! А что сейчас?

"Мавр сделал свое дело, мавр может уходить". Про Барака Обаму? Нет. Эта фраза, что словно про Меркель, — от немецкого романтика Шиллера. У него мавр, который помог организовать восстание, новой власти оказался не нужен. Печальная история. Сейчас Меркель становится ненужной. И нужна ли теперь Германии такая Украина от Ангелы Меркель? Нет.

Или хотя бы ЕС готов взять эту Украину от Меркель себе? Тоже нет. Отношения Германии с Москвой? Хуже некуда. В ответ на благоволение в объединении Германии — черствая неблагодарность и посягательство на колыбель древнерусской государственности. А как в Евросоюзе дела, которым Меркель рулила? Плохи как никогда. Может, внутри самой Германии все отлично? Не надо о грустном. Вот почему Меркель выглядит как вышедшая из моды.

Да тут и президент Трамп ее прищучил, мол, "зайцем" Германия едет в поезде НАТО. Договаривались ведь на натовскую безопасность выделять не менее 2% ВВП, а Германия сама этого не платит и другим дурной пример подает.

Трамп вот что имеет в виду. По военным расходам для НАТО Германия скромно прячется в нижней половине списка из 28 стран, где-то после Албании и до Дании. 16-е место! Как-то неприлично для Меркель, которая так громко говорит об агрессивной России. Может, неискренно? Просто чтобы американцев раскрутить? Трамп именно это и имеет в виду. Если веришь, что тебе угрожают, то крепи оборону. Если нет, не морочь другим голову. В общем, и здесь у Меркель – клин и по ее милости у многих других союзничков по НАТО.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация