Выберите регион

Смотрим на

Калужская область: духовная жизнь и отсутствие бюрократии

Автор: Елена Ерофеева

Российский регион Калужская область. Здесь свои предприятия открыли крупнейшие мировые автоконцерны – Volkswagen, Volvo, Citroen – плюс корейский Samsung и многие другие. Растет сельхозпроизводство. И, конечно, в Калужской области есть на что посмотреть – богатая многовековая история, памятники архитектуры, православные храмы, монастыри и щедрая русская природа.

Он словно готов шагнуть с гранитного постамента в мир, отлитый в бронзе великий царь всея Руси, припавший на одно колено. Это первый памятник Ивану Третьему. Объединил Россию, избавил от монгольского ига. Но был забыт художниками и скульпторами.

Год 1480-й. Великое стояние на реке Угре. На одном берегу – московское войско под предводительством Ивана Молодого, сына Ивана Третьего, на другом – орда. На самом деле, это было не стояние, а противостояние, сопровождавшееся кровопролитными боями. Конница хана Ахмата пыталась форсировать реку, но русская артиллерия давала отпор. Тогда, кстати, впервые в полевом бою применили пушки и тюфяки.

Сам царь в сражениях не участвовал. Но первая победа была за ним – дипломатическая: он заключил союз с крымским ханом, договорился с венгерским королем и заручился поддержкой литовской аристократии. Вторая одержанная победа была уже на поле боя.

С тех пор минуло пять столетий. Россия – свободная, независимая. Ее суверенитет – за ядерным щитом. Под Козельском – городом боевой славы – развернуты позиции 28-й ракетной гвардейской Краснознаменной дивизии.

Ракетная шахта уходит глубоко под землю. На сколько, никто не расскажет. Там же – командный пункт, где дежурят офицеры. Старший лейтенант Владимир Самойлов треть года проводит здесь под землей.

"Ответственность огромная, потому что это не автомат, не пулемет. Здесь ракета, которая несет ядерный заряд", – отметил Владимир Самойлов, начальник отделения, заместитель командира группы подготовки и пуска в/ч 77193.

Длинный переход. На языке военных – "потерна". Он ведет к командному пункту, куда гражданских, конечно, не пустят.

Перед каждым боевым дежурством офицеры проходят подготовку. Их жизнь – это постоянная тренировка, чтобы по ту сторону забора всегда был мир.

Калужскому заводу путевых машин уже больше ста лет. Его стены помнят революцию. Сначала здесь были железнодорожные мастерские. Потом – огромное предприятие – с цехами-гигантами.

"Все мы знаем, что для нас значит железная дорога. Без наших машин существование, ремонт и строительство новых путей невозможно", – говорит Сергей Пшенишнюк, первый заместитель генерального директора АО "Калугапутьмаш".

Здесь производят и переходники – с полмизинца – и укладочные краны. Контракты с Индией, Кубой, когда-то поставляли продукцию в Ливию. Сейчас ведут переговоры с Ираном. В этом году начали собирать новые машины.

На рубеже 2000-х калужские заводы – это были в основном предприятия ВПК – медленно умирали. Тогда новый губернатор Анатолий Артамонов – нашел выход: он стал приглашать в регион иностранных инвесторов.

"Мы никогда не позволили себе хотя бы даже в малом отступить от тех обещаний, который даем нашим партнерам. Мы предлагаем инвесторам развитую инфраструктуру, налоговые преференции. У нас  действительно отсутствует бюрократия", – заявил Артамонов.

Так, в 2007-м в Калуге началось производство автомобилей немецкого концерна. За это время здесь выпустили больше одного миллиона машин. Каждые две минуты с линии выезжает новенькая иномарка.

От крупноузловой сборки перешли к полному циклу. Два года назад запустили завод двигателей. Сразу бросается в глаза: на одном из  участков в основном женщины. А все потому, что у них больше, чем у мужчин, развита мелкая моторика, осваивать некоторые операции им легче.

Кроме автомобильного кластера в Калуге заработал фармацевтический – в него вошли полсотни предприятий. Завод по производству инсулина построила датская компания. Его мощности позволяют обеспечить лекарством больше 200 тысяч больных диабетом.

"На территории Калужской области есть 12 индустриальных парков особой экономической зоны, где мы создали 26 тысяч рабочих мест. Конечно же, сельское хозяйство в последние годы совершенно иным становится", – отметил Анатолий Артамонов.

Форелевое хозяйство каждый день отправляет на рынок 2 тонны свежей рыбы. Это в природе от икринки до товарных полкило проходят три года – в бассейнах форель вырастает за семь месяцев.

Кормят рыбу 12 раз в сутки, то есть каждые два часа. Когда форель созрела, ее отправляют в цех фасовки. Из бассейна, где температура плюс 19, – по конвейеру в ледяную бочку. И уже охлажденную упаковывают в коробки.

Чтобы обеспечить предприятиям транспортную доступность, в Ворсино открыли логистический центр. Здесь происходит таможенное оформление грузов, для хранения предоставляются склады – 80 тысяч квадратных метров. Только из Китая – 5 поездов в неделю.

Грузы идут из портов Балтийского моря, из Находки, с берегов Японского моря. Здесь же формируют контейнерные поезда и отправляют в самые дальние уголки России.

Один из поездов скоро отправится на Дальний Восток. Почти 8 тысяч километров и 8 суток в пути до Благовещенска. В контейнерах – мебель, стройматериалы, сантехника – то, что произведено на предприятиях Московского региона.

Центром духовной жизни служит Оптина пустынь. Исполнилось 30 лет, как монастырь, поруганный в годы советской власти, снова передали Церкви. Во Владимирском скиту в XIX веке жил преподобный Амвросий Оптинский. Скромный человек, к которому притекала сюда вся Россия: и крестьянки, и Достоевский стояли к нему очереди.

В Оптиной пустыни сегодня живут две сотни монахов. Ведут подсобное хозяйство – коровы, лошади, 800 гектаров земли, небольшой свечной заводик, иконописные мастерские. И – главное – молитва, которая не затихает ни на минуту.

Сегодня к оптинским старцам по-прежнему едут страждущие. За монастырской стеной крепнет русский дух, как и пять столетий назад   на Калужской земле, где началась независимая Россия.

Читайте также

Видео по теме